Особенности развития коррупционных процессов и осуществления антикоррупционной деятельности в странах СНГ, страница 2

Безусловно, указанные показатели не являются точным отображением количества коррупционных проявлений, их характера и т.п. Они фиксируют, так бы сказать, общее настроение мировой общественности в отношении уровня коррумпированности власти в той или иной стране. Вместе с тем, это настроение является весьма важной оценкой состояния дел в сфере противодействия коррупции и имеет существенное влияние на отношение мирового сообщества к конкретному государству.

Факт чрезвычайно высокого уровня коррумпированности стран СНД признается политическим руководством, высшими органами государственной власти этих стран. Наведу высказывания лишь двух лидеров государств СНД. Недавно в своей статье, специально посвященной проблемам коррупции, президент Грузии Э.Шеварнадзе заявил, что борьба с коррупцией — это сегодня наиболее важное для Грузии дело[4]. Такую же оценку применительно к Украине еще в 1995 г. дал президент Украины Л.Кучма. Он сказал: «сегодня для Украины борьба с «пятой властью» имеет первостепенно значение для обеспечения нашей национальной безопасности и даже связана с проблемой нашего выживания»[5].

Таким образом, страны СНД — это страны, где проблема коррупции является вопросом жизни или смерти государства: от ее решения в значительной степени зависит если не само существование этих государств, то по крайней мере — стратегическое направление их экономического, политического и социального развития.

2. Чрезвычайная распространенность коррупции определяет еще одну особенность, а именно то, что коррупция в странах СНД является общей характерной чертой социально-экономического и политического развития этих стран[6]. Она имеет существенное влияние на развитие основных социальных процессов в этих странах. Во многих из стран СНД коррупция стала системным элементом управления государством и обществом.

Более того, коррупция в странах СНД стала тем фактором, который существенно влияет на реализацию внутренней и внешней политики. Высокий уровень коррумпированности этих стран, а также коррумпированность отдельных высокопоставленных чиновников используется другими государствами для давления на политическое руководство указанных стран при принятии решений внешнеполитического и внутриполитического характера. То есть, политическое руководство таких стран попадает в политическую зависимость от руководителей других государств, международных организаций, в результате чего возникают проблемы межгосударственных отношений, получения кредитов, заключения договоров и т.п.

3. Еще одна характерная особенность коррупционных процессов в странах СНД определяется психологическим моментом. Масштабное распространение коррупции вытесняет правовые, моральные отношения между людьми, коррупция из социальной аномалии постепенно превращается в правило и выступает привычным способом решения жизненных проблем. В психологии людей происходит излом — они в своем поведении из самого начала психологически настроены на противоправное решение тех или иных вопросов.

По результатам некоторых социологических опросов примерно 30% респондентов-жителей Украины по крайней мере раз в жизни давали взятку для достижения той или иной цели. О существовании взяточничества в органах власти осведомлены 62% опрошенных. Вместе с тем, они воспринимают это как «банальный факт жизни», иными словами они психологически примирились с таким положением вещей и воспринимают его как должное.

4. Станы СНД объединяет также то, что масштабное коррумпирование власти в них происходят на фоне негативных процессов в экономике, политике, функционирования политической системы, снижения уровня жизни населения. Собственно говоря, эти процессы, с одной стороны, обуславливают распространение коррумпированных отношений, с другой — являются следствием коррупции. В этой связи следует согласиться с теми, кто считает, что основной причиной социально-экономических проблем в странах СНД, в том числе проблем, связанных с чрезвычайной распространенностью коррупции, является ошибочный подход в выборе модели реформирования постсоветского общества.