Литературно-музыкальные салоны XIX века. Русский салон - феномен русской культура XIX века. Русская проза XIX века, страница 5

Романс (исп.) - камерное музыкальное поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

В Россию романс пришел в середине XVIII века. Тогда романсом назывались стихи на французском языке, обязательно наложенные на музыку. Но романс, как жанр русской поэтической культуры назывался Российской песней. Это и был бытовой романс, предназначенный для сольного (одноголосного) исполнения под клавесин, фортепиано, гусли или гитару. В первые десятилетия Российская песня трансформируется в Русскую песню с романтическими переживаниями.

Лирика - произведение, говорящее о чувствах человека, раздумьях, переживаниях. Жанры лирики: ода, эпиграмма, элегия, поэма.

Элегия (греч. жалостная песня.) - литературно - музыкальный жанр. В поэзии - стихотворение средней длины, эмоционального, обычно печального содержания, чаще всего от первого лица, без четкой композиции. В русской поэзии элегии появляются в XVIII веке у В. К. Тредиаковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. (Погасло дневное светило, Редеет облаков летучая гряда, Безумных лет угасшее веселье) Е. А. Баратынского, И. М. Языкова. Со второй половины XIX века слово элегия употребляется лишь как заглавие циклов (Фет).

Эпиграмма (греч. надпись) - В античной поэзии короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Посвятительные (надписи на предметах, жертвуемых Богам), описательные, застольные, любовные, сатирические. В Европе эпиграммы известны в XVIII веке у Вольтера, Р. Бернса, Ж.-Ж. Руссо, Г. Лессинга, А. П. Сумарокова. Пушкин писал эпиграммы в отклик на злободневные события.

Русская проза XIX века.

А. С. Пушкин. Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социально - политическим вопросам. В тридцатые он работал над критическими статьями. Пушкин считал, что развитие повести и романа как жанров демократических, доступно широкому кругу читателей. "Наш век - век романа" (Белинский). Пушкин в 1830 году писал: "В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма, а также всестороннего изображения жизни и характера человека. Наряду с картинами поместной жизни в повестях Белкина (Метель, Барышня крестьянка) есть и картины из быто-армейской жизни (Выстрел), городских ремесленников (Гробовщик), мелкого чиновничества (Станционный смотритель), жизни крепостного крестьянина (История села Горюхина).

Попытки рисовать образы маленьких людей предпринимались и раньше (Николай Михайлович Карамзин - Бедная Лиза). Горький считал, что именно с повести Станционный смотритель начинается реализм русской литературы. Образ смотрителя явился прямым предшественником Башмачкина (Николай Васильевич Гоголь - Шинель) и всех тех бедных людей, которые вскоре заполняют страницы повестей и романов писателей натуральной школы - колыбели русского реализма второй половины XIX века (Пушкин, Гоголь, Достоевский). Пушкин в повестях Белкина выработал сжатый, точный стиль художественной прозы - язык мысли. Повести Белкина предельно экономны в художественных средствах. В 1832-33 годах Пушкин принимается работать над социально-бытовым романом Дубровский. Только один образ - Владимир Дубровский несколько романтизирован Пушкиным, остальные от крепостников до крестьян показаны с реалистичностью. Выдающееся место среди прозаических произведений Пушкина 30-х годов занимает небольшая, но насыщенная глубоким социальным смыслом повесть Пиковая дама. В лице главного героя Германна с его профилем Наполеона, а душой Мефистофеля Пушкин создал новый тип буржуазного героя - хищника-стяжателя, который начал возникать в русской действительности. Увлекательность фабулы (сюжета), живость созданных образов, стройность композиции, мастерство повествования необыкновенно изящного  в своей простоте и вместе с тем проникнутого тончайшей иронией - все это делает Пиковую даму одним из лучших образцов новеллы во всей мировой литературе.