Литературно-музыкальные салоны XIX века. Русский салон - феномен русской культура XIX века. Русская проза XIX века, страница 2

2.  История дворянства, как социокультурного слоя России от петровских времен до первой

трети XIX века. Привилегированное положение дворянства, как правящего слоя наложило печать на весь уклад жизни и быт русских дворян, обусловило их особую роль в культуре России. По мнению историка Корнилова: "Петровская школа, несмотря на свой профессиональный характер, имела большое общекультурное значение: она была школой светской, она сделалась главной созидательницей первого поколения русской интеллигенции. Эта интеллигенция, надев европейское платье, отличалась от народа не только по внешности, но и начался нравственный раскол, который продолжался и до нашего времени (1913)". Вывод: с петровских времен до первой трети XIX века дворянство создало социокультурное направление в жизни России, отличное от других стран Европы.

3.  Признаки русского салона, структура и функции русского салона. С историей салонов в России связан значительный пласт ее культурного наследия. Само значение салонов в русском быту неуклонно росло от середины XVIII века к середине XIX века. Распространение европейского искусства нашло свое пристанище в русских салонах. Особую роль в системе воспитания русского дворянства играло искусство, немалую роль в воспитании отводили музыке: воспитанники сухопутного шляхетского корпуса и смольного института получали такие же уроки актерского искусства, как и молодые актеры императорских театров. Русская литература способствовала формированию светского быта.

Салон - очень сложная форма общественно-художественной жизни дворянства первой трети XIX века, в которой соединяются серьезные глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным, причем каждый из видов деятельности (литературной, музыкальной, философской) не подавлял другого. Личность хозяина накладывала своеобразную печать на деятельность салона.

Структура Салона.

Как правило, салон ведет хозяин. Присутствуют:

1.  Дворяне, их родственники, друзья, знакомые и незнакомые люди, приехавшие по делам.

2.  Разночинцы: музыканты, литераторы, журналисты, художники, артисты.

3.  Артисты, гастролеры, композиторы, пианисты, скрипачи и др.

4.  Крестьяне и крепостные.

Роль женщины в салоне особая. Никто лучше женщины не может вести салон, ибо это трудная наука. "Салоном может руководить только женщина. Ум женщины тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен: он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо устраивает их у себя. Некоторые салоны имели строгое недельное расписание.


Пути русской поэзии.

В. А. Жуковский (1783-1852). Классик поэтического перевода, познакомил публику с образцами русской поэзии, друг и предшественник Пушкина. "Без Жуковского не было бы и Пушкина (Белинский)". Последние годы жизни Жуковский провел за границей, где завершил свой непревзойденный перевод Одиссеи Гомера.

Песня.

Минувших дней очарование,

Зачем опять воскресла ты?

Кто разбудил воспоминание

И замолчавшие мечты?

Шепнул душе привет бывалой;

Душе блеснул знакомый взор;

И зримо ей в минуту стало

Незримое с давнишних пор.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Как и Жуковский, своими стихами закладывал основы русской лирики и утверждал новое направление в поэзии - романтизм. Батюшков разрабатывал новый жанр интимного дружеского послания и элегии.

Мой гений.

О память сердца! ты сильней

Рассудка памяти печальной.

И часто сладостью своей,

Меня в стране пленяешь дальней.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов

Моей пастушки несравненной.

И помню весь народ простой

И образ милый, незабвенный

Повсюду странствует со мной.