Литературно-музыкальные салоны XIX века. Русский салон - феномен русской культура XIX века. Русская проза XIX века, страница 4

Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864). Противоречивый и метущийся Григорьев, назвал себя "последним романтиком". Поэтическое творчество развивалось под влиянием М. Ю. Лермонтова. Безысходные страдания, извечная дисгармония мира - главные мотивы поэзии. Тоска и отчаяние нередко выливались у него в стихию разгула, подрывного веселья. Григорьева изучил Блок.

Когда колокола торжественно звучат.

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звуком их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Приданье ль темное тайник взволнует груди

Иль точно в звуках тех таится звук иной

Но, мнится, колокол я слышу вечевой

Разбитый, может быть на тысячи орудий,

Властям когда-то роковой.

Ф. И. Тютчев (1803-1873). Гениальный лирик, поэт романтического склада, он своеобразно развивал наряду с Баратынским философскую линию в русской поэзии.

В небе тают облака,

И, лучится на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильнее,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -

Также будут в вечном строе

Течь и искрится река

И поля дышать на зное.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Стихи Тургенева "В дороге", "Баллада" положены на музыку и вошли в народный песенный репертуар. Им создан замечательный цикл стихотворений в прозе - жанр мало разработанный.

В дороге.

Утро туманное, утро седое

Нивы печальные снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое

Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный

Глядя задумчиво в небо широкое.


Лев Александрович Мэй (1822-1862). Ему принадлежат две драмы в стихах с сюжетами из древнерусской жизни - "Царская невеста", "Псковитянка"

А. С. Пушкин (1799-1837)

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)


Романсы русских композиторов XIX века.

М. И. Глинка (1804-1857).

1.  Сомнение. Фортепиано, Виолончель, Баритон: "Уймитесь волнения страсти, засни безнадежное сердце…"

2.  Я помню чудное мгновение.

3.  Жаворонок. Фортепиано имитирует трель. Сопрано: "Между небом и землей песня раздается…".

4.  Попутная песня. "… Веселится и ликует весь народ…"

А. С. Даргомыжский (1813-1869).

1.  Старый капрал. Перевод поэта Курочкина из Беранже. "В ногу ребята идите. Полно, не вешать ружье".

2.  И скучно, и грустно. Слова Лермонтова.

3.  Я вас любил. Слова Пушкина.

4.  Влюблен я, дева красота. Слова Языкова.

5.  Ночной зефир. Слова Пушкина. "Ночной зефир струит эфир".

6.  Титулярный советник. "Он был титулярный советник, она генеральская дочь".

Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908).

На слова Пушкина:

1.  Редеет облаков летучая гряда.

2.  На холмах Грузии лежит ночная…

3.  Пророк. "… шестикрылый Серафим…".

На слова Толстого:

1.  На ветер, вея с высоты.

2.  Дробится и плещет, и брызжет волна.

3.  Звонче жаворонка пение.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

На слова А. К. Толстого:

1.  Серенада Дон Жуана

2.  То было ранней весной

3.  Средь шумного бала

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

1.  Сирень. "По утру на заре по расистской траве…"

2.  Молчание ночи тайной

3.  Весенние воды. Фортепиано изображает бурление воды. "Еще в полях белеет свет…"