О модальности. Понятие модального высказывания. Виды модальностей, страница 5

В современной логике в качестве синтаксического критерия отличия внутренних и внешних модальностей часто используют фактор нахождения модальности в области действия некоторого квантора: если модальный оператор содержится в этой области, то он оценивается как внутренний, в противном случае - как внешний.

Например, высказывание «Некоторые вещества с необходимостью кристалличны» - Зд:(необходимо, что х кристалличен) - имеет внутреннюю модальность, а высказывание «Необходимо, что существуют кристаллические вещества» - Необходимо, что Зх(х кристал-личен) - внешнюю модальность.

При таком подходе деление на внутренние и внешние модальности может быть осуществлено не только среди алетических модальностей. Например, эпистемическая модальность «полагает, что» в контексте «Иван полагает, что некое устройство является вечным двигателем» может быть охарактеризована как внутренняя, а в контексте «Иван полагает, что вечный двигатель существует» как внешняя.

2.3.  Абсолютные и относительные модальности

Внешние модальности, как и пропозициональные связки, могут иметь различную местность. С синтаксической точки зрения, одноместные (унарные) модальности образуют новое высказывание из одного высказывания, двухместные (бинарные) - из двух, трехместные (тернарные) - из трех высказываний и т. д.

Одноместные модальности называют также абсолютными, они дают квалификацию отдельно взятой ситуации самой по себе. К числу абсолютных относятся, например,

1.  алетические модальности «необходимо», «возможно», «случайно»;

2.  деонтические модальности - «обязательно», «разрешено», «запрещено»;

3.  аксиологические модальности - «хорошо», «плохо»;

4.  временные модальности - «было», «будет»;

5.  эпистемические модальности - «доказано», «опровергнуто».

Многоместные модальности, т. е. модальности, местность которых больше 1, называют относительными. Эти модальности квалифицируют характер связи между несколькими ситуациями и могут рассматриваться как знаки особых отношений между ними, имеющих оценочный характер. Примерами относительных модальностей являются

1.  алетическая модальность - «с необходимостью влечет»;

2.  аксиологические модальности - «лучше» и «хуже»;

3.  временные модальности - «раньше» и «позже» (в тех контекстах, когда перечисленные термины используются для связи двух высказываний в одном).

Иногда относительные модальности трактуются в более узком смысле - как бинарные модальности, которые образуются из унарных следующим образом: определенная квалификация отдельно взятой ситуации дается при соблюдении некоторого дополнительного условия. Подобного рода модальностью является так называемая производная обязанность. Эта деонтическая модальность требует, с позиций нормативного кодекса, совершить некоторое действие в особо оговариваемых ситуациях. Модальность производной обязанности содержится, например, в высказывании «Иностранные граждане обязаны соблюдать российские законы, находясь на территории Российской Федерации»: требование соблюдения российских законов действует для подданных других государств в определенных обстоятельствах - при условии их пребывания на территории России.

2.4.  Личностные и безличностные модальности

Среди модальностей можно выделить те, в которых модальная квалификация дается с позиций некоторой личности (субъекта). Такие модальности называют личностными. Примерами личностных модальностей являются эпистемические модальности «а знает, что», «а полагает, что», «а сомневается в том, что», «а уверен в том, что», «а убежден в том, что», «а верит, что». Модальности, не связанные с субъектом, называют безличностными. Таковыми, среди эпистемических, будут модальности «доказано», «опровергнуто» и др.

Личностные модальности являются разновидностью широкого класса языковых выражений, называемых пропозициональными установками. Эти выражения представляют собой знаки особого рода отношений - отношений между неким субъектом и некоторой ситуацией. Характер подобных отношений может быть самым разнообразным: личностные эпистемические модальности выражают познавательные отношения. Термины «видит», «слышит», «чувствует» выражают перцептивные отношения; термины «хочет», «желает», «стремится», «ищет» - намерения и цели и т. д.