О модальности. Понятие модального высказывания. Виды модальностей, страница 2

С точки зрения алетической модальности, различают:

1)  Ассерторические суждения или суждения о реальном факте описывают объективную детерминированность предметов, когда истинность или ложность суждения определяется соответствием реальной действительности. Например: «НФИ КемГУ переходит на бакалавриат».

2)  Вероятностные (проблематические) или суждения о возможности чего-либо. Например: «В дальнейшем вы можете получить второе высшее образование».

3)  Аподиктические суждения или суждения о необходимости чего-либо. Например: «В стране необходимо провести ряд экономических реформ, чтобы снять экономическую напряженность».

В высказывании вида «Необходимо, что А» утверждается, что наличие в действительности ситуации, описанной высказыванием А, детерминировано соответствующим множеством законов; в высказывании вида «Невозможно, что А» - что законы детерминируют отсутствие данной ситуации. Модальность «возможно» указывает на недетерминированность отсутствия ситуации (т. е. на то, что эта ситуация, в принципе, может иметь место), а модальность «случайно» квалифицирует ситуацию таким образом, что ни ее наличие, ни отсутствие недетерминированы множеством законов (т. е. она может иметь, а может и не иметь место).

Алетические модальности принято делить на логические (абсолютные: «логически необходимо», «логически случайно», «логически возможно»; сравнительные: «логически влечет», «есть логическое следствие») и онтологические (каузальные, физические) (абсолютные: физически возможно; сравнительные: «есть причина», «есть следствие», «не является ни причиной, ни следствием») в зависимости от того, с позиций какого типа законов - логики или природы - они оценивают ситуации, взаимосвязи между ними или связь признаков с предметами. Квалификация, даваемая логическими модальностями, исходит лишь из логических форм соответствующих высказываний. Утверждение «Логически необходимо, что А» справедливо, когда высказывание А истинно в силу своей формы (т. е. логическая форма А выражается посредством общезначимой, тождественно-истинной формулы). Утверждение «Логически невозможно, что А» сообщает о ложности высказывания А в силу его формы (т. е. о невыполнимости, тождественной ложности соответствующей формулы). Высказывание «Логически возможно, что А» истинно, когда формула, фиксирующая логическую форму А, выполнима, а высказывание «Логически случайно, что А» - когда эта формула и выполнима, и опровержима.

Различие между логическими и онтологическими модальностями удобно разъяснить на примерах.

Высказывание «Необходимо, что всякое животное смертно» истинно, если необходимость понимается как онтологическая модальность, ведь смертность каждого живого существа детерминирована законами биологии. Однако если необходимость трактуется как логическая модальность, то данное суждение ложно, ведь формула "x(P(x) É Q(x)), выражающая логическую форму высказывания «Всякое животное смертно», не является общезначимой. В то же время высказывание «Логически необходимо, что всякое смертное существо смертно» можно оценить как истинное, так как формальная запись высказывания «Всякое смертное существо смертно» дает общезначимую формулу классической логики "x(Q (x) É Q(x)).

Высказывание «Возможно, что существует вечный двигатель», конечно же, ложно, если возможность трактуется как онтологическая модальность, ведь физические законы запрещают существование вечного двигателя. Однако, поскольку логическая форма выражения «Существует вечный двигатель» передается выполнимой формулой $хР(х), приведенное модальное высказывание истинно, когда в нем подразумевается логическая возможность.

(2) Деонтическая модальность (от греч. deontos – обязанность) (нормативные) («обязательно», «запрещено», «разрешено», «нормативно безразлично» и др.) – это выраженная в суждении просьба, совет, пиказ, предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.

Деонтические модальности квалифицируют ситуации с точки зрения некоторого кодекса норм – правовых или моральных. В деонтических высказываниях дается оценка человеческим действиям на предмет их соответствия этим нормам.