Развитие навигации на морском флоте, страница 4

          Начало подготовки инженера судоводителя с высшим образованием было положено в 1935 г. Гидрографического института Севморпути. Окончившие институт получали судоводительские права после сдачи нескольких дополнительных экзаменов. Подготовка инженеров судоводителей в 1936 г. начиналась и в Ленинградском институте водного транспорта. В 1944 г. в Ленинграде, Одессе и Владивостоке были организованы высшие инженерные морские училища, и с этого времени Россия занимает первое место в мире по уровню подготовки командных кадров для транспортного флота.

          Успехи технической физики, ознаменовавшие конец XIX и начало XX вв., не могли не оказаться на штурманском деле. Появляются гидростатические лаги и лоты, гирокомпасы и различные электронавигационные приборы. Первые гирокомпасы были сконструированы американцем Сперри и немцем Аншютцем в начале XX в., а вскоре были созданы наши отечественные гирокомпасы благодаря деятельности Б. И. Кудревича, не только внесшего большой вклад в теорию гироскопии, но и обеспечившего серийное производство весьма совершенных гирокомпасов.

          Подлинную революцию в штурманском деле совершило изобретение радио и использования его для решения навигационных задач.

          В 1895 г. А. С. Попов, применив антенну и использовав усовершенствованный им когерер, за пять лет до этого изобретенный Э. Бранли, демонстрировал свой «грозоотметчик», а затем использовал это устройство для передачи радиосигналов на большие расстояния. Поэтому Попов справедливо считается изобретателем радио.

          Радиосигналы времени стали передаваться в начале XX в. и вскоре были использованы Н. Н. Матусевичем для долготных определений. Н. Д. Папалески уже в 1906-1907 гг. начал опыт по радиопеленгованию, а в 1912 г. И. И. Рейнгартеном были построены первые русские радиопеленгаторы.

          При значительных удалениях от станций радиопеленгование не могло обеспечить большой точности определений места, поэтому в тридцатых годах начались поиски радионавигационных систем (РНС), позволяющих определить место судна по расстояниям или по разностям расстояний. Импульсные радионавигационные устройства разрабатывались у нас Э. М. Рубчинским уже в 1936 г.

          Особенно перспективными оказались фазовые радионавигационные устройства. Теория фазового метода дистанционных определений была создана академиками Л. И. Мандельштамом и Н. Д. Папалески, а первые радиодальномеры на основе этой теории были построены Е. Я. Щеголевым при участии И. М. Борушко и др.

          Первоначально предполагалось использовать радиодальномеры для базиса или хотя бы длин сторон в триангуляции. Оказалось, что ошибки таких измерений были слишком велики для геодезических целей, но по идее А. П. Ющенко в 1935 г. были поставлены опыты по применению аппаратуры МПЩ для навигационных определений, увенчавшиеся полным успехом. Один из вариантов фазовых устройств, получивший название «фазовый зонд», был также разработан у нас и позаимствован англичанами в их системе «Декка». Примерно в то же время  проводились работы по конструированию первых радиолокаторов (Р. ПЭДЖ, П. К. Ощепков – 1934 г.).

          Успешный запуск 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли (ИСЗ) и последующие достижения современной науки и техники в освоении космического пространства позволили создать принципиально новые навигационные системы – спутниковые  РНС. В них определение места судна производится с использованием эффекта Доплера по радиосигналам с искусственных спутников Земли. В состав российской спутниковой РНС входят спутники типа «Космос». В США такая система получила название «Транзит». Создание спутниковых навигационных систем является выдающимся достижением современной науки и техники. С их помощью можно определять место судна с высокой точностью в любой точке Мирового океана независимо от погодных условий.

          Профессор Н. А. Сакеллари написал учебник навигации, по которому учились первые российские моряки, проф. В. В. Каврайский разработал «Обобщенный способ линий положений» и создал ряд новых навигационных приборов. Профессор Н. Н. Матусевич многие из своих работ посвятил вопросам навигации, среди них наиболее крупные: «Определение места корабля по радиопеленгам», «О плавании на течении», «Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации» и ряд других.

          Профессор К. С. Ухов составил учебник «Навигация», являвшийся основным руководством как в военно-морских, так и в училищах Министерства морского флота (1-е издание вышло в 1939 г. ; 4-е – в 1955 г.). Большой вклад в совершенствование методов навигации внес профессор А. П. Ющенко. Широкое признание получили его «Таблицы азимутов», «Таблицы высот азимутов», учебник «Картография», учебное пособие «Способ наименьших квадратов» и др. В 1967г. вышел учебник «Навигация», написанный А. П. Ющенко совместно с М. М. Лесковым при участии Ю. К. Баранова (в 1972 г. вышло второе издание этого учебника). В нем нашли отражения как разработки авторов, так и ряда других специалистов  в области навигации.

          Внедрение в навигацию вычислительной техники позволило перейти к созданию навигационных комплексов, в которых счетно-решающее устройство, сопряженное с рядом датчиков исходной информации, позволяет полностью или частично автоматизировать решение основной задачи навигации – счисление пути судна с получением контрольных обсерваций. Ряд таких систем уже эксплуатируются на крупнотоннажных судах.