Развитие навигации на морском флоте, страница 2

          Портоланы, как правило, мало отличались от планов и сохраняли по всей своей площади достаточное постоянство масштаба. Между тем при переходе к изображению протяженных морских пространств их уже нельзя было показать на плоскости без искажений, и приходилось обращаться к какой-либо картографической проекции. Долгое время пользовались квадратной равнопромежуточной цилиндрической проекцией, несмотря на то, что многие понимали недостатки, свойственные этой неравноугольной проекции. Она известна была уже Эратосфену (276-196 гг. до н.э.), но иногда называлась проекцией  Генриха Мореплавателя в честь португальского принца Энрике (Генриха, 1394-1460 гг.), который сам хотя и не совершал долгих плаваний, но содействовал развитию судовождению в XV в.

          Применяемая в настоящее время для навигационных карт равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора, по некоторым данным изобретена  была еще до Меркатора. Но Меркатор впервые в 1569 г. составил в этой проекции карту и указал на ее преимущества для мореплавания в силу ее равноугольности и присущего ей свойства изображать линию постоянного курса (локсодромию) простейшим образом - в виде прямой.

          Следует, в прочем, отметить, что внедрение меркаторской проекции в практику мореплавания совершалось очень медленно и еще долгое время судоводители пользовались «плоскими» картами, т.е. картами, составленными в равнопромежуточной цилиндрической проекции.

          Говоря о постепенном развитии морских карт и планов, нельзя не упомянуть о создании в 1584-1585 гг. атласов Луки Вагнера, голландского мореплавателя.

          Хотя древнейшие русские навигационные карты до наших дней не дошли, но существование их бесспорно. В описях документов древних «приказов» (управлений) упоминается большое количество карт, или «чертежей», как они тогда назывались, в частности морских. Например, в архиве «Приказа Великого Государя Тайных дел» хранились «чертеж Азовскому и Черному морям и Азову и Черкасскому да Крыму и иным городам, чертеж озерам Ладожскому, Ильмени и иными озерами и реками, чертеж Хвалынского моря и к нему рекам и городам…» Ряд иностранных морских карт представлял собой копии русских чертежей. Примером может служить карта Э. Пальмквиста, на которой были показаны восточный берег Белого моря, западный берег Новой Земли и прилегающая часть Баренцева моря и было дано указание, что карта является копией с русской «царской карты.

          Вероятно, русские чертежи были использованы и при создании портоланов. Действительно, вплоть до нашествия Батыя плавания по Черному морю совершали именно русские люди, даже само море называлось Русским. Следовательно, ко времени создания первых портоланов по Черному да и по Средиземному морю должны были существовать русские чертежи этих морей. Было бы очень интересно также выяснить, какие материалы использовал Фра Мауре для изображения Каспийского моря на своей карте (1459 г.). Удивляет близость этого изображения к действительным очертаниям Каспия, тогда как до Фра Мауро и почти три века после него Каспийское море изображалось сильно искаженным, вытянутым по параллели и сжатым по меридиану.

          Первые руководства, применявшиеся в судовождении, касались преимущественно вопросов сферической астрономии, а первой книгой, специально отведенной вопросам судовождения, видимо, была «Искусство навигации» Педро де Медина, изданная в 1545 г. Вслед за тем издано было очень много различных руководств по навигации, среди которых следует отметить «Секреты моряка» Дж. Девиса, выпущенные в 1594 г.

          Рукописные переводы на русский язык некоторых сочинений по судовождению XVII в. сохранились до наших дней. Оригинальные сочинения по навигации стали у нас создаваться только с начала XVIII в.

          Существенное обогащение методов  судовождения было обеспечено почти одновременным изобретением в XVIII в. секстанта и хронометра. Устройство прибора, использующего принцип двойного отражения объекта в зеркалах, было разработано еще Ньютоном, который сообщил об этом астроному Галилею. Однако описание этого устройства лежало у Галилея под сукном, и только в 1730 г. секстант был вновь изобретен англичанином Дж. Гадлеем и американцем Т. Годфреем независимо друг от друга и от Ньютона.

          К началу XVIII в. обучение русских навигаторов получило твердую основу. В 1701 г. был издан приказ Петра Первого  об учреждении школы «Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». Преподаватель этой школы Леонтий Магницкий составил знаменитый учебник арифметики (1703 г.), третья часть которого отведена навигации и мореходной астрономии.

          Магницкий был знающим и образованным педагогом, что позволило одному из его соплеменников отметить, что преподаватели школы-иностранцы «хотя и навигаторами написаны, но до Леонтия не дошли». В этом сочинении, по словам автора, он «разум весь собран в чин, природно-русский, а не немчин».

          Хотя ко времени издания труда Магницкого хронометр еще не был изобретен, но автор уже указывал на то, что самым простым способом определения долготы является сравнение показаний местных солнечных часов с исправными карманными, установленными по начальному меридиану.

          К арифметике Магницкого были приложены математические и астрономические таблицы, а в 1723 г. для учеников Навигацкой школы были изданы первые мореходные таблицы, включающие таблицу разности широт и отшествий, меридиональных частей, а также ряд таблиц, помещенных в настоящее время в Морские астрономические ежегодники.