Развитие навигации на морском флоте, страница 3

          В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были преобразованы в Морскую академию.

          Еще при жизни Петра Первого было издано около двух десятков книг по различным отраслям морского дела как переводных, так и оригинальных. После его смерти бившие воспитанники Навигацкой школы заслужили славу не только как мореплаватели и первооткрыватели новых земель, но и как создатели оригинальных трудов по судовождению. Отметим следующие издания: «Сокращенная навигация по карте де-редукцион» Ст. Малыгина (1738 г.), «Экстракт штурманского искусства из наук, принадлежащих к мореплаванию, сочиненный в вопросах и ответах для пользы и безопасности мореплавания» Ф. Соймонова (1739 г.) и, наконец, первый полный курс судовождения, составленный С. Мордвиновым и изданный в 1748 г. заглавием «Книги полного собрания о навигации». В первой части этого учебника рассмотрены вопросы геометрии и тригонометрии, во второй-космографии, в третьей излагается мореходная астрономия и в четвертой-навигация.

          В разделе навигации подробно рассматривается ведение счисление пути судна, графическое и аналитическое решение задач на счисление и графические приемы, облегчающие применение формул письменного счисления. Навигационные обсерватории не рассматриваются, вероятно, из-за того, что неточность карт не позволила на них полагаться. Пеленгование изучается как средство для определения положения приметных мест на берег. Хотя к этому времени хронометр Дж. Гаррисона уже был построен, но уникальность и дороговизна этого прибора не давали возможности использовать его на наших судах. Поэтому относительно определения долгот С. Мордвинов в точности следует указаниям Дж. Девиса, утверждая, что секрет этих определений в море неизвестен и только через «многотрудные» разные способы можно рассчитать долготу с погрешностью.

          Петербургская Академия наук также включается в разработку вопросов, связанных с мореплаванием. Академик Л. Эйлер пишет и издает в 1749 г. работу, сокращенный перевод которой М. Головина (1778 г.) был напечатан под заглавием «Полное умозрение строения и вождения кораблей».

          Замечательное сочинение по морскому делу «Рассуждение о большей точности морского пути, читанное в публичном собрании Императорской академии наук мая 8 дня 1759 года» было написано М. В. Ломоносовым, который следующим образом определяет основные задачи судовождения: «Двумя, как известно, между собой разными образы положения корабля на море пишут и определяют. Первое ширину из вышины светил долготу по сравнению времени на меридиане корабельном со временем на первом меридиане. Второе по указанию компаса и по скорости корабельного ходу, который вервью измеряют или по силе ветра и по числу и положению парусов примечают, и по тому широты и долготы ищут».

          Для уточнения счисления и обсерваций Ломоносов предлагает пользоваться рядом придуманных им приборов оригинальной конструкции.

          Ряд кругосветных плаваний и научных экспедиций, совершенных русскими моряками, способствовал дальнейшему развитию науки судовождения. Создаются учебники, в которых методы навигации получают трактовку, приближающуюся к современной. В 1809 году выходит «Теория и практика кораблевождения», «сочиненная» капитаном-командиром, членом Академии наук и Адмиралтейского департамента Платоном Гамалея. Навигация составляет первую часть этого труда. Гамалея дает в этой части сведения о фигуре Земли, об основных геодезических работах, о магнитном компасе и исправлении румбов, о пользовании лагом и об учете течений. Далее следует раздел картографии, в котором рассматриваются меркаторская проекция и различные задачи, решаемые на картах. Здесь уже дается определение места по пеленгам, а также по крюйс-пеленгу. В главе о счислении пути корабля приводятся формулы письменного счисления, причем вводятся даже такие уточняющие понятия, как представление о промежуточной широте и об учете земного сжатия. В то же время, наряду с «меркаторским» счислением, все основные задачи решаются и для «плоского» счисления, «при котором выпуклость Земли не приемлется  в рассуждение». В последних главах этой части даются указания «О исправах счисления», где рассмотрены коррективы, вносимые астрономическими обсерваториями для вывода широты, «О плавании по дуге великого круга» и «Общие примечания на кораблевождение…»

          «Теория и практика кораблевождения» выдержала три издания и в первой половине XIX в. служила основным учебником по навигации.

          Из последующих учебников отметим краткий и конспективный, но включающий обширные шестизначные мореходные таблицы, учебник Е. Голицина (1856 г.) и учебники Н. Зыбина (1888 г.) и В. Лукина (1893 г.). Таблицы приложенные к учебнику Голицина, были в значительной мере позаимствованы из английских таблиц Репера без исправления имевшихся в них ошибок. Поэтому в 1862 г. были изданы исправленные таблицы Морского корпуса, послужившие основой к ряду изданий (начиная с 1870 г.) Главным гидрографическим управлением шестизначных таблиц. Такое большое число знаков в логарифмах нужно было в то время из-за применения способа лунных расстояний для определения долгот. Поэтому после отказа от применения этого способа в связи с широким внедрением в штурманской практике хронометров начиная с 1903 г. стали издаваться четырехзначные мореходные таблицы.