Развитие морских навигационных карт, страница 4

Меркаторская проекция равноугольна — это значит, что локсо­дромия, изображающая курс корабля, будет прямой, пересекающей все меридианы под одинаковыми углами. Это ценнейшее свойство меркаторских навигационных карт, по которым все курсы корабля и направления на различные предметы, то есть пеленги, можно вычер­чивать с помощью линейки, карандаша и транспортира. Таким обра­зом, штурман получает возможность прочерчивать курсы и пеленги, то есть вести прокладку, тщательно контролировать движение кораб­ля, определяя его положение на карте, решать различные задачи нави­гационного характера.

Шли годы, и становилось очевидным, что составлением и печата­нием морских карт должны заниматься специальные организации, располагающие всем необходимым для детального обследования морей и океанов. Так родилась новая наука — гидрография, а в течение XVIII и XIX веков во всех крупных морских державах были со­зданы специальные гидрографические службы.

В России планомерные гидрографические исследования начались в XVIII веке в Петровский период. Для обеспечения перехода кораблей, построенных в Воронеже, в устье Дона были произведены съемка очертаний берегов и промер глубин, что обеспечило успешное завер­шение операции. В 1699 году во время похода русского флота из Азова в Керчь производился морской промер. На основании этих гидрогра­фических исследований были изданы атлас карт реки Дон и две карты Азовского и Черного морей. Всеми гидрографическими работами ру­ководил лично Петр I, а в 1718 году все дела гидрографии были пере­даны в ведение Адмиралтейства. Поначалу карты были рукописными, а в 1714 году появились первые гравированные карты. Руководил всеми картографическими делами капитан флота А. И. Нагаев, кото­рый вместе с инженером Люберасом в 1739—1741 годах обследовал и описал северный берег Финского залива с бесчисленными островами и проливами между ними. Производились систематические съемки и описания береговой черты Балтийского моря, по результатам которых был составлен первый атлас и лоция Балтики. Большие гидрографи­ческие исследования были проведены русскими моряками и гидрогра­фами в районах Северо-Восточной Сибири и Алеутских островов.

Современная морская карта содержит практически все сведения, необходимые штурману для обеспечения безопасного плавания. Боль­шое количество информации, сосредоточенной на карте, потребовало разработать целую систему условных обозначений. Некоторые знаки и обозначения заимствованы из старинных карт: мели и рифы (под­водные препятствия) обозначают крестиками, как это делали испан­цы в первой половине XVI века; рельеф дна изображают с помощью изобат, проходящих через места с одинаковой глубиной — впервые этот способ был применен в 1737 году французским гидрографом Бюашем.

На картах нанесены цифры глубин, а между ними проставлены буквы, характеризующие грунт: Г — гравий, мП — мелкий песок, Гл — глина, срИ — серный ил. Если у знака рифа или затонувшего корабля стоят буквы ПС — то положение сомнительно. На картах указаны и средства навигационного ограждения: вехи, буи, береговые знаки и маяки. Каждый квадратный сантиметр карты может выдавать штурману советы, рекомендации, предупреждения. Перед выходом в рейс судно получает комплект морских карт, необходимых для буду­щего плавания.

Самая точная карта может дать ошибочную информацию, если ее своевременно не корректировать, так как на море постоянно происхо­дят какие-то изменения: сооружаются новые маяки, появляются не обозначенные ранее отмели, волны разрушают ограждающие знаки на рифах, затонувшие корабли становятся опасными препятствиями.

Первые морские карты никто не корректировал, изменения накапли­вались годами, и учитывали их только при переиздании карт.

В 1839 году Гидрографический департамент Морского Минис­терства России издал первый официальный информационный сбор­ник с очень длинным названием "Известия о переменах по лоции, собранные из сведений, имеющихся в Гидрографическом департа­менте Морского Министерства, и из объявлений, напечатанных в иностранных журналах". В 1855 году название заменили корот­ким — "Лоцманские заметки". С 1913 года было введено новое название, соответствующее сущности и назначению информа­ции и сохранившееся до наших дней — "Извещения морепла­вателям". Это еженедельные сборники навигационной информации по всем морям и океанам, в которых за год набирается до восьми тысяч конкретных сообщений. Получая короткие, но подчас очень важные сообщения, штурманский состав судов вносит необходимые изменения на карты.

Определение глубины и скорости

Уже древние мореплаватели столкнулись с задачей определения глубин моря, так как поняли, что судно, оказавшееся на мели, становится легкой добычей океана, особенно в штормовых усло­виях. Когда суда ходили вдоль берегов, было достаточно шеста, которым измеряли глубину, стоя на носу судна. Потом появился простейший навигационный прибор - ручной лот, представлявший собой канат с прикрепленным к нему грузом. Ручной лот про­существовал тысячелетия и использовался на судах даже в XVIII— XIX веках. Это была свинцовая гиря с лункой для сала, на которое налипали образцы грунта, и лотлинь — тонкий канат, разбитый марками на сажени и футы.

В экспедициях Д. Кука и И. Ф. Крузенштерна глубины измеряли матросы-лотовые, которые стояли на русленях — небольших площад­ках по бортам судна. Набрав лотлинь на левую руку, правой он за­брасывал гирю по ходу судна вперед. Когда гиря касалась дна и лотлинь становился вертикально, матрос по марке на уровне воды громко выкрикивал глубину. Так измеряли глубину и зондировали дно на сравнительно мелководных местах. Для измерения больших глубин при гидрографических исследованиях применяли диплот с грузилом массой около тридцати килограммов. Грузило подвешива­ли к шлюпбалке, а лотлинь разносили по палубе, затем грузило сбра­сывали в воду, и оно увлекало за собой канат.