Развитие морских навигационных карт, страница 3

Постепенно розы румбов группировались в систему взаимопере­секающихся линий. В центре карты изображали одну или две розы, от которых расходилось лучами шестнадцать главных румбов. По ок­ружности наносили шестнадцать боковых роз, и от каждой тянулись еще тридцать два румба. Румбы роз наносили разноцветными краска­ми, что создавало красивый сложный узор.

Великие морские странствия дали много новых данных о конфи­гурации океана и материков и, начиная с XVI века, карты всё более приближаются к современным. На карте Диего Рибера, выпущенной в 1529 году, очертания океанских берегов нанесены еще приблизи­тельно, но соотношения континентов и океанов пракически соответ­ствуют действительности. На карте немецкого географа Абрахама Ортелиуса, изданной в 1570 году, четко изображены очертания Западного побережья Америки, которое к этому времени было исследовано многими мореплавателями.

При составлении карт перед картографами стояла трудноразре­шимая задача: на плоском листе бумаги надо изобразить часть сфери­ческой поверхности нашей планеты с соблюдением истинных масштабов и соотношений. Недаром в средние века был широко рас­пространен глобус — модель земного шара, которая передает почти неискаженное изображение его поверхности. На глобусе океаны и ма­терики точно соответствуют своему действительному расположению, а каждый остров, затерянный в океане, создает реальную картину огромных земных расстояний. Но даже если уменьшить масштаб в миллион раз, диаметр глобуса достигнет почти тринадцати метров, а для более детального отображения отдельных районов земной по­верхности потребуется шар огромнейших размеров. Поэтому глобус не пригоден для мореплавателей, им нужен плоский чертеж поверх­ности земли — карта, которую можно изготовить в крупном масшта­бе, достаточном для четкого изображения каждого мыса, залива, острова. Выполнить плоский чертеж сферической поверхности без разрывов и складок, не искажая пропорции материков и океанов невозможно.

В III веке до новой эры греческим географом Эратосфеном была составлена карта, на которой впервые была нанесена градусная сетка меридианов и параллелей - был использован способ картографичес­кой проекции, которая позволяет нанести на плоскую поверхность будущей карты координатную или градусную сетку широт и долгот. Сетка состоит из прямых пли кривых пересекающихся линий, изобра­жающих меридианы и параллели.

Средневековые портуланы изображали небольшие районы морей, поэтому криволинейность земной поверхности в расчет не принима­лась. Картографическая сетка на них вначале вообще отсутствовала, а потом использовалась прямоугольная проекция.

При плавании постоянным курсом корабль пересекает меридианы под одним и тем же углом. Линия, изображающая его курс на карте, называется локсодромией. В зависимости от способа проекции локсо­дромии могут быть прямыми или кривыми, обращенными выпуклос­тью к полюсам, причем, чем ближе к полюсу, тем больше кривизна локсодромии. Розы румбов, которые наносили на портуланы, и были локсодромиями, изображавшими заранее проложенные курсы кораб­лей. При плавании по курсам - локсодромиям ошибка нарастала по мере продолжительности рейса и сильно зависела от географической широты. В XVI веке суда, идущие из Европы в Америку, при исполь­зовании этих маршрутов достигали Американского берега далеко от намеченного пункта. Плавание по таким картам не только не гаран­тировало прибытия в намеченный порт, но и грозило авариями и катастрофами.

Герард Меркатор (1512—1594 годы) был ученым, чертежником, гравером и терпеливым тружеником, умевшим накапливать, анализи­ровать и обобщать полученные знания. Мировую славу ему принесли морские карты, которые он сам составлял и выпускал. Меркатор ра­ботал над картами в период, когда мореплавателями Колумбом, Магеланном и другими уже был накоплен богатейший фактический материал, а морские карты были неточными и примитивными, что сдерживало развитие навигационной науки. Карты, изготовленные Меркатором, отличались точностью и наглядностью, недаром его на­зывали Птоломеем XVI века.

В 1569 году Меркатор издал карту мира на восемнадцати листах, которая отличалась необычным построением сетки меридианов и па­раллелей. В основу карты были положены новые, математически обо­снованные принципы построения. Этот способ впоследствии был назван меркаторской проекцией.

На меркаторской карте меридианы изображены равноотстоящи­ми прямыми параллельными линиями, а параллели — прямыми ли­ниями, перпендикулярными меридианам. Так как при изображении меридианов параллельными прямыми линиями масштаб изображения увеличивается с удалением от экватора, то расстояние между паралле­лями тоже соответственно возрастает и все, что расположено ближе к полюсам, увеличивается в размерах. Поэтому Гренландия, которая в действительности во много раз меньше Африки, на карте Меркатора почти равна ей по площади.

Меркаторская проекция морских карт создает наибольшие удоб­ства штурману корабля при прокладке курса. Масштабом для измере­ния истинных расстояний служит широтная градусная сетка с правой или левой стороны карты, на которой длина одной минуты соответст­вует морской миле. Таким образом, с помощью циркуля можно бы­стро определить расстояние между двумя точками в океане с точностью до десятых долей мили.