Развитие морских навигационных карт

Страницы работы

Содержание работы

Департамент Морского Транспорта России

Новороссийская Государственная Морская Академия

Факультет Военного Обучения

Реферат на тему:

«Развитие морских навигационных карт»

Выполнил: курсант 341 взвода Хазов Д.С.

Новороссийск  2000

Морская точность

Для определения местоположения судна надо знать не только су­довое время, но и время, соответствующее исходному меридиану, за который был принят Гринвичский меридиан. Для многих поколений моряков эта задача была практически неразрешимой, так как для измерения времени пользовались песочными часами.

Галилео Галилей предложил свой способ определения долготы — по наблюдениям за четырьмя спутниками Юпитера и расчетам исход­ного времени с помощью специальных таблиц. Для этого на каждом судне должен быть телескоп с целью наблюдения затмений спутни­ков — в этом была ошибка великого ученого. На зыбкой палубе корабля телескоп становится бесполезным предметом. Невозможность точ­ных наблюдении с палубы корабля мешала осуществлению и многих других научных идей.

Когда голландский ученый и специалист по часовому делу Хрис­тиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы, казалось, что проблема оп­ределения долготы решена — специально сконструированные часы должны были хранить на судне время исходного меридиана. Но и эту идею осуществить не удалось. Если на берегу часы Гюйгенса вели отсчет времени с высокой точностью, то в судовых условиях качка, большие колебания температуры и повышенная влажность приводи­ли к сбоям в работе самых точных механизмов.

В 1714 году в Великобритании была обещана приличная денежная премия за решение задачи по определению долготы с точностью до половины градуса. Было организовано специальное бюро долгот, ко­торое рассматривало все предложения по этому вопросу. Идеей со­здания мелких часов заинтересовался часовщик Джон Гаррисон, который через шесть лет представил в бюро долгот огромные часы массой более тридцати килограммов, и которых вместо маятника были установлены два больших балансирных колеса, качающихся на­встречу друг другу. Отклонение одного балансира под действием качки немедленно компенсировал второй балансир. Особое устройст­во компенсировало колебания температуры. На четырех циферблатах стрелки часов отсчитывали секунды, минуты, часы и сутки. Испы­тания часов на барже показали их высокую точность, что было подтверждено сертификатом, подписанным пятью членами Королев­ского общества.

В качестве премии Гаррисон получил небольшую сумму для продолжения работ. Через два года он создал второй вариант морских часов массой почти пятьдесят килограммов, следом ро­дился третий вариант, который также был отклонен членами Бюро долгот.

В 1759 году, когда Гаррисону было около семидесяти лет, долго­жданный хранитель времени был готов. По внешнему виду это были обычные карманные часы диаметром около двенадцати сантиметров с секундной, минутной и часовой стрелками. Многочисленные оси часов вращались в рубиновых и алмазных подшипниках, циферблат, покрытый белой эмалью, был украшен изящной росписью. В изготов­лении часов Гаррисону помогал его сын Уильям.

В ноябре 1761 года часы были доставлены на борт корабля "Депт-форд", который отправлялся через остров Мадейру на Ямайку. Часы были заперты в ящике под четырьмя замками, а показания должны были снимать одновременно четыре владельца ключей: Уильям Гаррисон, губернатор Ямайки, капитан судна Диггс и его старший по­мощник. Море штормило, небо было скрыто в низких тучах — океан создал для испытания самые сложные условия.

С каждым днем плавания расчеты долготы, производимые капи­таном, все больше расходились с расчетами по часам. Капитан Диггс был в явном смятении, но все же менял курс по расчетам с часов. Мадейра появилась на горизонте точно в расчетное время — детище всей жизни Джона Гаррисона успешно прошло испытания.

На этом мытарства великого часовщика не закончились: были на­значены новые испытания на корабле "Тартар"; пришлось потратить еще три года на изготовление нового варианта часов. К счастью Гар­рисона, часами заинтересовался король Великобритании Георг III, ко­торый принял личное участие в десятинедельном испытании.

Только в 1772 году изобретатель получил заслуженную премию. Дело всей его жизни получило признание, были созданы точнейшие морские часы — хронометр.

Капитаны парусников поняли всю важность хронометров для без­опасности плавания, а многие часовые мастера занялись их изготов­лением. Появились хронометры француза Пьера Леруа и швейцарца Берту. Суда уходили в океан и проводили испытания новых часов.

Когда в 1834 году маленький английский барк "Бигль", на борту которого находился молодой Чарльз Дарвин, уходил в экспедицию, капитан судна взял с собой двадцать четыре хронометра. В ходе дли­тельного плавания было установлено, что ошибки хронометра не пре­вышали тридцати трех секунд за год.

В середине XIX века уже никто не сомневался в пользе хрономет­ров, и многие капитаны совершенствовали способы определения мес­тоположения судна в океане. Мореходная астрономия стала к этому времени самостоятельной наукой, но методы определения координат судна по-прежнему оставались громоздкими и неудобными. Опреде­лять широту и долготу в любое время суток еще не умели. Хронометр позволял определять долготу в любое время суток, но для этого надо было знать широту местоположения судна и высоту солнца. И если в океане серые, затянутые облаками дни сменялись непроглядными но­чами, задача становилась неразрешимой.

Хронометр и компас еще не обеспечивали полностью безопасного плавания. Для определения места судна нужен был прибор, позволяю­щий точно измерять высоту небесных светил над горизонтом.

Морские карты

Древние мореплаватели находились в замкнутом круге: для плава­ния в открытом море нужны были карты, а для составления карт надо было уходить в море. Страх перед открытым океаном долгое время удерживал моряков вблизи берегов. Над ними довлели и фантастичес­кие представления об устройстве мира.

Гомер и его современники представляли себе Землю плоским дис­ком с легко приподнятыми краями, окруженными рекой Океан. В центре Земли находилась Тамасса (Средиземное море), которая была связана проливом с Понтом Эвксинским (Черным морем). Океан за­мыкал пределы Земли и служил опорой прозрачному небесному своду. Там, где небо соединялось с водой, царил хаос, в котором зарождались мрак и ужас.

Надо было обладать огромным мужеством, чтобы решиться отправиться на хрупком древнем суденышке в царство хаоса и мрака.

Первые попытки составить научную карту предпринял греческий философ Анексимандру, но его труды не сохранились, поэтому самой ранней из существующих карт считается карта греческого историка Гекатея, составленная им в конце VI — начале V веков до новой эры. Карта в общих чертах повторяла представление Гомера о мире как о плоском диске, окруженном океаном. Но на карте уже появились при­знаки Красного моря и Персидского залива, а также Гибралтарский пролив.

В V веке до новой эры историк Геродот в своей карте значительно расширил пределы суши, выделив три материка — Европу, Азию и Ливию, омываемых тремя океанами: на западе — Атлантическим, на юге — Австралийским и Эритрейским. Южное побережье Европы на карте Геродота уже напоминает современное, а на западе за проливом появились острова (Великобритания).

Похожие материалы

Информация о работе