Методические указания для подготовки к госэкзаменам по дисциплине "Теория и устройство судна", страница 7

Для управления процессами слеминга, заливаемости и виппинга используют способы изменения скорости судна и курсового угла, а также создания определенного дифферента и осадки судна. Ограни­чение брочинга возможно в результате выбора скорости хода в со­ответствии с имеющимися рекомендациями, необходимой балластиров­кой и посадкой. Обеспечение безопасности на попутном волнении достигается (при правильной и надежной загрузке судна) выбором скорости хода и курсового угла, исключаюших возможное уменьше­ние остойчивости и попадание судна в основной и параметрический резонанс по бортовой качке при соответствующем использовании диаграммы А.И.Богданова (разд.9) и т.д.

Важную роль при проведении всех перечисленных мероприятий, направленных на повышение эффективности судна в штормовых усло­виях и его безопасность, играют способы и опыт судоводителя в определении характеристик  ветра  и  волнения   в  реальных  условиях  (разд.,20).


13. Область распространения  ч.VПравил Регистра CCCP                                "Деление на отсеки". Знак непотопляемости  в символе класса Регистра РФ. Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна

        Часть V Правил Регистра РФ "Деление на отсеки", регламентирующая непотопляемость, распространяется на суда следующих на­значений и длин:

1. Пассажирские суда,

2. Транспортные класса УЛА и УЛ (длиной L³ 90 м при арк­тическом плавании),

3. Накатные судна длиной L³ 170 м,

4. Ледоколы (L³50 м),

5. Буксиры  (L³ 40 м)  и  спасатели,

6. Нефтеналивные суда,

7. Химовозы,

8. Газовозы,

9. Суда, предназначенные для перевозки радиоактивных материа­лов.

  Если судно удовлетворяет требованиям ч.V  "Деление на отсе­ки", то к основному символу класса добавляются знаки [1] , [2] или [3], показывающие число смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.

Число затапливаемых отсеков зависит от числа пассажиров, категории ледовых условий, длины судна, его типа и конструктив­ных особенностей.

Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна также зависят от типа судна и сводятся в основном к следующим:

1.  h³0,05 м,

2. Угол крена до спрямления:

-  q £ 15°   у  пассажирских судов;

-  q £ 20°   унепассажирских судов,

3. Угол крена после спрямления q £7° и q £12°  у пас­сажирских судов с одноотсечной и двухотсечной непотопляе­мостью соответственно.

4. Диаграмма статической остойчивости должна иметь достаточ­ную площадь участков с положительными плечами: lmах > 0,1м; протяженность     q³30° при симметричном и q³20° несимметричном затоплении.                                                                  

5. Аварийная ватерлиния должна проходить не выше 0,3 м опас­ных отверстий.                                                                                            


14. Состав и использование оперативной информации о непотопляемости

Под оперативной информацией о непотопляемости (ОИ) понима­ется документ, позволяющий в короткий срок получить оценку ава­рийной посадки и остойчивости судна при реальной загрузке ("на отход") и при конкретной аварии. В последнем случае капитану необходимо знать, останется ли судно на плаву при принятии над­лежащих мер или его необходимо покинуть во избежание гибели людей.

Требования к ОИ морских судов содержатся в РД ММФ №3I.60.27                  (28 и 29) (для различных типов судов). Согласно РД ОИ разраба­тываются проектными организациями и содержат сведения о конст­руктивных особенностях судна, опасных отверстиях, мероприятиях по уменьшению аварийного крена и дифферента, а также комплект интерполяционных кривых и номограмм, позволяющих оперативно оце­нить аварийную посадку и остойчивость, время затопления и запол­нить аварийный планшет.

Аварийный планшет представляет собой схему отсеков (продольный разрез и планы палуб) с указанием количества и рода груза, проницаемости, запасов плавучести и остойчивости Указанные сведения наносятся на планшет перед выходом в рейс. В зависимости от характера повреждения планшет позволяет в ко­роткий срок оценить конечное состояние судна.

ОИ также должна содержать указание о наличии и устройстве управляемых и неуправляемых перетоков, осушительных и балласт­ных систем, а также о порядке их использования.


15. Составляющие сопротивления воды движению судна,   их физическая сущность и  пути снижения

В судовых проектных документах, в частности в расчетах ход­кости, встречаются следующие составляющие силы полного сопротив­ления среды движению судна;

                                   R   =     Rтр    +   Rволн + Rф   +   Rвч   + Ra  ,

где     Rтр- составляющая сопротивления трения;

          Rволн - составляющая волнового сопротивления;

          Rф - составляющая сопротивления формы;

          Rвч - составляющая сопротивления выступающих частей;

          Ra - аэродинамическое сопротивление.

          Сопротивление трения Rтр зависит от числа Рейнольдса   Re = VL/ν    и представляет горизонтальную составляющую суммы ка­сательных сил, возникающих при обтекании корпуса потоком при движении судна.                                           

          Волновое сопротивление     Rволн зависит от числа Фруда           и представляет горизонтальную составляющую  от сил давления.

Сопротивление форма Rф зависит от  числа Рейнольдса.

          Rвч - сопротивление выступающих частей, т.е. скуловых килей, увеличивающих смоченную поверхность судна, а следовательно, сопротивление трения ахтерштевня, руля, шахт эхолота, гирокомпа­са и др., увеличивающих сопротивление формы.

         Ra- воздушное сопротивление, зависящее от числа Рейнольдса   Ra= f (Re)и представляет сопротивление воздуха движению судна на сдаточных испытаниях при штилевой погоде.

В эксплуатации на судне дополнительно возникают следующие составляющие сопротивления ;

Rл  - ледовое сопротивление;                           

Rмет-метеорологические сопротивления, т.е. сопротивление ветра и волне­ния;