Методические указания для подготовки к госэкзаменам по дисциплине "Теория и устройство судна", страница 2

      В табл. I стрелками показаны столбцы, в которых необходимо произвести суммирование с учетом знаков. Абсциссы xi, каждого трюма (или цистерны) приводятся в информации.

Суммарные значения Мх и Dили Dw, полученные в табл. I, являются исходными параметрами, с помощью которых вычисляются осадка и дифферент судна. Наиболее просто это осуществляется по диаграмме осадок носа и корми. Правильность расчета dниdкпроверяется по фактическим значениям осадок судна с помощью марок углублений.

Определение начальной остойчивости (метацентрической высоты) осуществляется с помощью, диаграммы контроля остойчивости:

Вход в диаграмму происходит по D(Dw)и Mz.На поле диаграммы пунктиром показаны предельно допустимые значения метацентрической высоты для данного судна.

Построение диаграммы статической остойчивости судна с данным вариантом загрузки выполняется с помощью универсальной диаграммы остойчивости, приведенной в информации.  Обычный вид этих диаграмм приведен ниже.

     Для пользования диаграммой необходимо знать D и h.  Плечо статической остойчивости  lдля любого значения угла крена - q(обычно снимается через 10°) определяется как разность условных плеч формы - lфи плеч веса - lв, т.е.

l = lф - lв .

Условные плечи форма приведены на диаграмме для различных Di, а плечи веса - для разных      hi.

На основе этих вычислений строится диаграмма статической остойчивости, т.е. зависимость      l=f (q), и  проверяется  соответствие этой диаграммы требованиям Регистра РФ (см. разд.6).

При отсутствии универсальной диаграммы статической остойчивости построение ДСО осуществляется с использованием "пантокарен" - графиков    lф=f (Д,q), содержащихся в судовой документации.

Плечи веса зависят от положения центра тяжести:  zG =Mz/D. В иностранной документации плечи веса определяются по формуле:                                   lв= zGSinq, в отечественной информации принято вычислять плечи веса по формуле:

lв = (zG  – zc) sinq  ,

где zc - аппликата центра величины (снимается с кривых элемен­тов теоретического чертежа).


2.  Международная    Конвенция   о   грузовой    марке.                                                           Запас  плавучести.  Грузовые марки   и   их  виды

Вторая Международная конференция о грузовой марке состоялась в Лондоне в апреле 1066 года. В результате ее работы был принят основной документ (конвенция), который был ратифицирован СССР в апреле 1968 года.

Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.  направлена на повышение уровня безопасности мореплавания за счет регламентации минимально допустимой величины надводного борта морских судов. Основным принципом его назначения является обеспечение безопасности при заливании открытых палуб. Обеспечение запаса плавучести является вторичным.

С точки зрения непроницаемости внешнего контура и конструктивной непрерывности открытых палуб все суда подразделяются на суда типа А (в основном танкеры) и суда типа В.

Требования Конвенции распространяются на суда, совершающие международные рейсы, длиной начиная с 24 метров (или со 150 регистровых тонн). На суда внутреннего и регионального плавания эти требования должны распространяться насколько это возможно и целесообразно.

Конвенция содержит  технические  условия  назначения надводного борта,  таблицы базисного надводного борта судов типа А и В в функции длины судна, правила расчета поправок к нему и районирование. Естественно, базисный надводный борт судна типа А меньше, чем у аналогичного судна типа В.

Запас плавучести определяется величиной водонепроницаемого надводного объема и для морских транспортных судов колеблется в пределах примерно 30 – 100%. Основным измерителем запаса плавучести является надводный борт.

Величина надводного борта определяется по действующим Правилам Регистра РФ о грузовой марке, составленным на базе Международной Конвенции 1966 г. Она измеряется на середине длины судна и отмечается знаком грузовой марки, состоящим из палубной линии и диска Плимсоля (см. рис.), и гребенкой, отмечающей положение грузовых ватерлиний судна при его загрузке в различных зонах, районах и в сезонные периоды; грузовые марки на борту судна навариваются и накреняются. Виды грузовых марок представлены на рисунке.



3. Назначение, состав и использование информации об остойчивости и прочности грузового судна

Информация об остойчивости и прочности грузового судна выдается на каждое судно для обеспечения его остойчивости и прочности в эксплуатации. Целью снабжения ею судов является помощь капитану и контролирующим организациям в поддержании достаточного уровня безопасной эксплуатации в соответствии с требованиями Правил Регистра РФ, а также в случаях, если судно окажется в условиях более тяжелых, чем это предусмотрено Правилами. Следует иметь в виду, что формальное соблюдение указаний Информации не освобождает капитана от ответственности за остойчивость и прочность судна.

Информация должна содержать:

1. Основные данные о судне, т.е. тип и назначение, район плавания, размерения, водоизмещение при осадке по ЛГВЛ, водоизмещение и координаты центра тяжести судна порожнем.

2. Общую характеристику остойчивости судна и рекомендации по ее поддержанию.

3. Сведения об остойчивости по типовым вариантам загрузки.

4. Материалы для самостоятельной расчетной оценки остойчивости и прочности судна и сопоставления ее с допускаемыми Правилами .

5. Рекомендации о мероприятиях по улучшению остойчивости судна.

    Материалы для самостоятельных расчетов содержат:

- таблицу нагрузки на начало и конец рейса, содержащую расчет дедвейта, водоизмещения и координат ЦТ судна (с учетом поправки на свободные поверхности);

- диаграмму контроля остойчивости, построенную в координатах D wh(рис.)с нанесением кривых постоянных значений и  нормируемых значений критериев остойчивости;

- универсальную диаграмму статической остойчивости  или  пантокарены;

- диаграмму осадок носом и кормой, построенную в координатах D wMx, с нанесенной на ней сеткой осадок и дифферентов;