Методические указания для подготовки к госэкзаменам по дисциплине "Теория и устройство судна", страница 6

По  принципу  работы  УК   можно разделить на УК,  воздействую­щие на амплитуды качки путем создания дополнительного демпфирую­щего момента, как это происходит у скуловых килей, и на УК, ко­торые изменяют частотные свойства судна как колебательной сис­темы, что реализуется пассивными и активными успокоительными цистернами. Бортовые управляемые рули являются активными УК, изменяющими демпфирующий момент, а носовые крылья для умерения продольной качки являются пассивными успокоителями аналогичны­ми  скуловым   килям.

Скуловые  кили представляют собой приваренные вдоль судна сплошные или перфорированные полосы (полособульб) суммарной площадью   3-6 % от площади КВЛ. В режиме резонанса (tк= tq)скуловые кили позволяют уменьшить амплитуды качки на  25-50%, а на регулярном волнении -                          на 20-25%. Скуловые кили подвержены обрыву в ледовых условиях и несколько ухудшают ходкость судна на тихой воде.

Пассивные цистерны представляют собой бортовые цистерны, частично заполненные  водой и  соединенные поперечным  каналом. При определенном сочетании уровня их заполнения и размеров сечения соединительного канала масса воды в цистерне представляет само­стоятельную колебательную систему, которая имеет собственную частоту колебаний, отличную от собственной частоты судна на бор­товой качке. Таким образом, судно вместе с цистерной имеет уже  другую собственную частоту  ( nq =2p /tq ),  а следовательно, его резонанс оказывается смещен относительно максимума спектра вол­нения и в штормовых условиях не реализуется.

Цистерны бывают нескольких видов. Цистерны Фрама 1-го рода настраивают в резонанс с часто­той свободных колебаний суднаtq  ,   умерение бортовой качки (на 15-20%) осуществляется за счет уменьшения остойчивости суд­на из-за влияния свободной поверхности жидкости в цистерне и за счет создания демпфирующего момента, вызванного сопротивлением соединительного канала. Если разница между частотой свободных ко­лебаний судна с учетом цистерн и частотой максимума  спектра  уг­лов  волнового склона волнения более 30%, то цистерны Фрама 1-го ро­да следует отключить. Пассивные цистерны Фрама 2-го рода вместо соединительного канала сообщаются с забортной водой. Масса учас­твующей жидкости уменьшается на 30%. Они требуют дополнительно­го расхода топлива, поскольку рассеивают энергию, приобретенную ими при движении судна.

Цистерны типа "Флюм" со свободной поверхностью в соедини­тельном канале,  представляющем собой поперечную щель в корпусе, регулируются уровнем заполнения цистерн водой и имеют близ­кие показатели с цистернами Фрама 1-го рода.

Цистерны, основанные на уменьшении начальной остойчивости применяют на судах, у которых нарушается равенство собственной частоты и частоты максимума спектра углов волнового склона вол­нения. Собственная частота такой цистерны должна превышать соб­ственную частоту бортовой качки судна примерно вдвое. Конструк­тивно они выполняются многоярусными,  сообщающимися с забортной водой и т.д. При углах крена более 5° свободная поверхность рез­ко сокращается, и остойчивость судна остается достаточной,  а диаг­рамма статической остойчивости имеет S -образный характер.

Бортовые руля выполняются неубирающимися или убирающимися внутрь корпуса,  поворачивающимися вокруг собственной оси для регулировки угла атаки и соответственно демпфирующего и стабили­зирующего момента. Некоторые рули могут иметь поворотный закры­лок. Для управления используется САУ. Их отличает высокая эффек­тивность и высокая стоимость.


12. Влияние морского волнения на эксплуатацию судна. Способы избежания опасных режимов движения судна в шторм.

Морское волнение существенно осложняет эксплуатацию судна и создает условия, опасные для экипажа, грузов и судна в целом. Волнение  выступает как процесс, осуществляющий с одной стороны силовое воздействие на судно и отдельные его части, и с другой - частотное явление, вызывающее динамические реакции судна как совокупности различных колебательных систем. Волнение воздейству­ет на ходкость судна, работу гребного винта,       прочность корпуса и вибрацию, вызывает различные виды качки, обуславливает такие явления как заливаемость, слеминг, брочинг,  виппинг, морская болезнь и т.д. Волнение, выступая первопричиной качки судна,  обуславливает смещение сыпучих грузов,  срыв отдельных грузовых мест, нарушение режима работы главного двигателя,  сни­жение скорости хода и экономических показателей рейса, опасные накренения судна и его динамическую остойчивость. Волнение влияет также на поворотливость и устойчивость судна на курсе и его рыскание. Кроме перечисленных обстоятельств, необходимо упомя­нуть о влиянии качки на работу судовых систем, механизмов, уст­ройств, приборов и членов экипажа, на комфортабельность  пасса­жирских судов.

Избавиться от перечисленных недостатков в эксплуатации суд­на полностью невозможно. Можно говорить об относительном улуч­шении поведения судна на волнении, которое возможно лишь в оп­ределенных пределах.

Необходимым условием обеспечения мореходности судна и  без­аварийной эксплуатации судна в  шторм является предварительная оценка его мореходных качеств - остойчивости, ходкости, управляемости и мореходности на волнении (качки). Загрузка судна, раз­мещение и крепление грузов должны быть проверены расчетным пу­тем  и  соответствовать определенным известным нормам. Кроме того, безопасная эксплуатация судна в штормовых условиях может быть достигнута в результате грамотного судовождения, управления суд­ном с учетом местных гидрометеоусловий и особенностей лоции дан­ного района, а также рода перевозимого груза.

Для относительного улучшении мореходности судна в конкретном шторме возможно использование различных судоводительских приемов: регулирование скорости хода и курсового угла, примене­ние различных способов  штормования  и  разворота  судна  на  волнении  и  при  ветре.

Воздействие на амплитуды и частоты качки судна, а также на действующие ускорения и инерционные силы осуществляется исполь­зованием соответствующих штормовых диаграмм и расчетным путем. Обеспечение остойчивости судна с учетом его качки осуществляет­ся расчетами остойчивости по Правилам Регистра РФ и специальным методикам и рекомендациям.