История навигации. Роль отечественных ученых и моряков в развитии навигации. Начало мореплавания, страница 3

В 1803 г. была организована научная кругосветная экспеди­ция на шлюпах «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянокого' и «Надежда», которой руководил И. Ф. Крузенштерн. В этой экс­педиции шлюп «Нева» установил небывалый для своего времени рекорд автономного плавания. На обратном пути в Кронштадт судно не заходило в порт 167 суток. Участники экспедиции со­ставили описания островов Киу-Сиу, Цусима, Тото, Курильских,. восточного берега Сахалина. Ими были открыты новые острова в Тихом океане, один из  которых носит имя   Лисянского. Труды-экспедиции по наблюдениям, систематизации   температуры и  плотности воды на различных  глубинах, течений, приливов и от­ливов   были первыми   работами в  области   океанографии   Был составлен атлас Тихого океана. Экопедиция блестяще закончи­лась в 1806 г.

В 1806 г. вышел в свет капитальный труд П. Я. Гамалея «Те­ория и практикакораблевождения», в котором были описаны во­просы навигации, лоции, мореходной астрономии, навигационные приборы и инструменты, включены различные таблицы, небхо-димые для судовождения. За четверть века книга  переиздавалась 3   раза.

Через год после выхода книги Гамалея экспедиционное судно «Диана» под командованием И. М. Головнина совершило пла­вание из Кронштадта в Петропавловск.

В 1815 г. О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» открыл и исследо­вал залив, названный его именем. На переходе был ис­пытан сконструированный Коцебу глубоководный лот. Лишь спустя 47 лет лот был вторично предложен англичанином Томпсоном.

В 1819 г. русское морское министерство снарядило «для от­крытия» экспедицию в составе шлюпа «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Экспе­диция пробыла в плавания 751 день, открыла 22 новых острова, .первой достигла материка Антарктиды и в 1821 г. вернулась в Кронштадт. Плавание в 92 тыс. миль в том числе в условиях Ан­тарктики, при плохой видимости во льдах и почти полном отсут-.ствии пособий, могло быть выполнено только людьми высокой морокой культуры.

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями опровергло вывод английского капитана Кука, который заявил после своих .путешествий, что на юге Тихого океана материка нет.

В этот же период (1821—1824 гг.) Ф. П. Литке, возглавляя экспедицию в   Арктику на бриге «Новая Земля», нанес на  карты  берега - Новой    Земли,   островов Вайгач, Колгуев и со­ставил карты Белого и Баренцева морей.

Экспедиции начала XVIII в., их научные труды, их географи­ческие открытия способствовали дальнейшему развитию мореходных наук.

Русский моряк Г. И. Невельской в 1849 г. исследовал побе­режье Охотского моря. Он первый установил, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как это считалосьдо него.

Труды Ф. П. Врангеля, Г. Я. Седова, А. И. Вилькицкого, Г. А. Сарычева и других наших соотечественников позволили создать карты и пособия русских вод и берегов с высокой точно­стью. С появлением паровых  судов, увеличением их скорости.  флота такая точность карт и пособий стала особенно важной для судовождения.

Строительство стальных судов поставило перед моряками но­вую проблему: нужно было исследовать работу магнитного ком­паса в магнитном поле судна. В 1865 г. вышла книга И. П. Бе-.лавенца «О девиации компасов и о диаграммах». Работы Бела-венца и его ученика И. П. Колонга создали новую науку — деви­ацию магнитных .компасов и вывели ее на первое место в 'мире. Последователи И. П. Колонга — А. Н. Крылов, Н. Н. Оглоблен-ский и В. Я. Павлинов —продолжали развивать эту науку.

В этот же период выходят книги Зыбина «Руководство к ко­раблевождению» и Лукина «Навигация», совершенствующие  ме­тоды определения места судна в море.

24 марта 1896 г. А. С. Попов выступил перед физико-химиче­ским обществом с докладом и демонстрацией своих радиоприбо­ров. В этот исторический день Попов передал на расстояние 250 м по беспроволочному телеграфу два слова «Генрих Герц». Величайшее изобретение было осуществлено Поповым, на свои средства, без всяких правительственных ассигнований. Поэтому лишь в 1898 г. удалось построить две полные радиопередаточные и приемные станции, при помощи которых на кораблях «Европа» и «Африка» был призведен обмен телеграммами на расстояние 8 км. В 1899 г. Попов установил беспроволочную связь между городом Котка и островом Гогланд на расстоянии 40 км. Нача­тые Поповым работы, связанные с отражением радиоволн от предметов и возвращением их к приемнику, не были закончены из-за его смерти (в 1906 г.).

Русские моряки пронесли через века благородную традицию служения науке и Родине. На картах мира запечатлено 566 рус­ских имен. Их именами названы моря, острова, мысы, заливы, проливы и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции на­ша страна в области изучения морских путей, организации экс­педиций, [походов и исследования морей сделала во много раз больше любой капиталистической страны. Советские моряки и ученые полностью восприняли и творчески развили славную тра­дицию русских моряков-исследователей: повседневно обогащать и развивать науку на благо своей Родины.

Только в годы Советской власти удалось освоить Арктику. В 1932 г. ледокол «Сибиряков» впервые в истории совершил сквозное плавание из Архангельска 'в Тихий океан в течение од­ной навигации. В 1940 г. Центральным научно-исследователь­ским институтом геодезии, аэросъемки и картографии под руко­водством профессора Ф. Н. Красовского была закончена работа по определению размеров земного сферойда.. Е. Я. Щеголева и других дали возможность создать новую радионавигационную аппаратуру. Советские уче­ные Ю. Б. Кобзарев, А. А. Погорелко, Н. Я. Чернецов внесли большой вклад в развитие радиолокации.

Новые электрорадионавитационные приборы позволили усо­вершенствовать способы определения места судна и методы пла­вания в узкостях.

Получили небывалый в истории 'размах и съемочные работы. Советскому ученому-моряку П. А. Демину присуждена премия имени Литке за огромную работу по составлению описи дальне­восточных морей. Созданы совершенные навигационные посо­бия. Первый советский учебник по навигации был составленученым-моряком Н. А. Сакеллари. Совершенствуется магнитный компас. Профессор В. В. Каврайский создал новый прибор на­клономер, увеличивающий точность астрономических обсерва­ций. Много работ посвятил Каврайский развитию навигации. Им созданы работы «Обобщенный способ линий положения», «Тео­рия определения точки на поверхности», работы по математиче­ской картографии и др.