История навигации. Роль отечественных ученых и моряков в развитии навигации. Начало мореплавания

Страницы работы

Содержание работы

история навигации

Навигация занимает ведущее место в цикле наук по судо­вождению. В нее входит следующий комплекс вопросов:

-основные понятия о Земле, определение направлений в море и измерение по этим направлениям расстояний;

-изучение   и   выбор   наиболее  удобных  для  судовождения     картографических  проекций и решение на них аналитическим и графическим .способами  различных  навигационных  задач;

-влияние внешних  факторов, вызывающих отклонение судна  с выбранного пути; методические приемы учета их влияния в различных условиях плавания;

-определение места судна по береговым  шредаетам при   помо­щи навигационных приборов  и  инструментов, а также  оценка точности    результата  определения   этими .приемами.

РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ И МОРЯКОВ В РАЗВИТИИ НАВИГАЦИИ

Слово «Навигация» происходит от латинского «navigare», что означает «ездить по морю», «ходить по морю»..

Хождение по морю с точки зрения судовождения—переход судна наивыгоднейшим путем, без отклонения от него,из одной точки в другую.

В русский язык понятие слова «навигация» вошло при Пет­ре I, и люди, умеющие «ходить по морю», стали называться на­вигаторами. В эту эпоху понятие навигация отождествлялось с понятием судовождения вообще. Затем навигация как наука вы­делилась в отдельную отрасль из цикла наук по судовождению, включающего также лоцию, мореходную астрономию, девиацию магнитных компасов, метеорологию, океанографию и технические средства судовождения.

Современная навигация — это наука, разрабатывающая тео­ретические обоснования и практические методы вождения судов наивыгоднейшими путями в любое время и при различных гидро­метеорологических условиях, используя современные мореход­ные инструменты и приборы, а также морские навигационные карты связана с ростом производительных сил общества и шла параллельно с освоением морей и океанов, а также с гео­графическими открытиями.

В сокровищницу науки о судовождении народы России внес­ли большой вклад.. В начале нашей эры побережье Черного мо­ря населяли анты (одна из ветвей юго-восточных славян) — от­личные мореплаватели, имеющие хороший для того времени флот. На своих судах они доходили до о. Сицилия.

В V в. .н. э. ант Лоброгаст командовал византийской эскад­рой. Флот  антов ходил к берегам Южной Италии, в 615 г. со­стоялся их   поход  в Византию, а  через 8 лет—на о. Крит и т. д.,

Морское искусство антов перешло и в Киевскую Русь. Рус­ский флот к этому времени достиг большой численности. Так, в неоднократных походах на Византию принимали участие в 860 г.— 200 судов, при князе Олеге (907 г.) уже 2000 судов, при Игоре (941 г.)—1500. В этот период русский флот господство­вал на Черном море. Летописец Нестор и арабские историки то­го времени  называли Черное море «Русским морем».

 В 913 г. русские совершили небывалый для того времени по длительности, дальности и сложности поход из Днепра через Черное и Азовское моря, Дон и Волгу в Каспийское море, к бе­регам  Табаристана и обратно. В походе  участвовало 500  судов.

 В 1068 г. впервые на Черном море была измерена ширина Керченского  пролива.                                 

 Нашествие кочевников затормозило дальнейшее развитие мореплавания на Киевской Руси, вплотьдо XVI в., т. е  до по­явления на Днепре Запорожской Сечи.

В это же время начинает развиваться мореходство и  на  Бал­тийском море.  Через него проходил путь  «из  варяг в  греки» . Купцы   Великого   Новгорода уже в 1130 г. совершали плавания на о. Гогланд и имели там свой Гостиный двор. В первой поло­вине XIII в. шведы захватили Финляндию. Это приостановило развитие мореплавания на Балтийском море вплоть до эпохи Петра I.

Жители русского Севера поморы также были искусными мо­реплавателями.  В   XII в. русские поморы плавали на о. Грумант. Они пользовались солнечными часами и компасом в костяной оправе, имели рукописные лоции и глазомерные карты. На о. Фаддея найдены уникальные навигационные приборы, отно­сящиеся к началу XVII в.: медный компас, катушки компаса, солнечные часы, изготовленные, видимо, мастерами-поморами. К XV в. относятся карты России, на которых обозначены во­сточные и северные берега Сибири. В 1633 г. Илья Порфирьев открыл с моря реки Оленек, Индигирку и Яну, а через шесть лет казак Василий Поярков прошел по Амуру и вышел в Охотское море. В 1639 г. в Охотском море побывал Иван Москви-тин. Вскоре на побережье этого моря был основан порт Охоток. Отсюда началось освоение русскими огромного бассейна дальневосточных морей. В 1648—1649 гг. Семен Дежнев первым на семи кочах прошел проливом между Азией и Америкой, опе­редив этим открытие Беринга на 80 лет. Дежнев описал свой путь. Описание сопровождалось картой, не имеющей градусной сетки. Расстояния на карте указаны в днях путч. По исследова­ниям Дежнева в 1667—1676 гг. в г. Тобольске были отпечатаны карты, на которых был нанесен пролив между Азией и Америкой, омываемое морем побережье Сибири, указан путь из устья Ле­ны в Амур, нанесена Камчатка. Освоение Северного морского пути, начатое Дежневым, продолжалось несколько столетий и успешно завершилось  в годы Советской власти. В 1648 г. Алек­сей Филиппов создал первую лоцию Охотского моря.        

Таким образом, задолго до царствования Петра I русские моряки достигли значительного искусства в судовождении. К сожалению, сведения о способах и технических средствах судо­вождения, которыми тогда пользовались, весьма малочисленны, но и они подтверждают высокий уровень судовождения русских мореходов.

Петр I (понимал, что без выхода в южные и   Балтийские моря расцвет государства  невозможен, .а это требовало наличия хо­рошо оснащенного флота. Чтобы выйти к Черному морю, необ­ходимо было завладеть устьем Дона и крепостью  Азов. Первый поход к Азову (1695 г.) окончился неудачей. Не было флота. Началась постройка судов в Воронеже. Уже к 1696 г. были по­строены корабль, два брандера, 23 галеры. С этим флотом со­стоялся второй поход на Азов, окончившийся успешно. При­знавая заслуги моряков в этой победе, Петр I решил создать постоянный военный флот и организовать подготовку судоводи­телей. 14 января 1701 г. в Москве открылась школа математиче­ских и «навигационных» наук. В 1711 г. в ней обучалось уже 500 че­ловек.

В школе изучалась навигация по учебнику русюкого учителяЛеонтия Филипповича Магницкого—одного из  образованнейших  людей  того времени, который был  ведущим преподавателем на­вигации, мореходной астрономии и математики.

Библиотекарем школы Куприяновым были созданы первые навигационные таблицы «Разности широт и отшествий», а также таблица «Меридиональных частей».

В 1715 г, была основана в Санкт-Петербурге Морская ака­демия.

Похожие материалы

Информация о работе