История навигации. Роль отечественных ученых и моряков в развитии навигации. Начало мореплавания, страница 2

При Петре I было напечатано более 20 морскихкниг. В1714 г. был издан Атлас Балтийского моря и картыпоходов в Швецию на основании морских съемок.

Создав флот, искусно управляемый образованными моряка­ми, Петр I возвратил России те земли и выходы к морю, которые были  необходимы  для  нормального развития страны.

Организованная в 1725 г. Петром I Первая Камчатская экс­педиция под командованием Витуса Беринга изучила пролив, названный именем Беринга, и послужила началом ряда экспе­диций в Дальневосточном бассейне. С 1732 ото 1741 г. В. Беринг и А. И. Чириков возглавляли Вторую экспедицию, известную под названием Великой северной экспедицчи. Это было гран­диозное для своего времени по масштабам, организации и ре­зультатам работы научное морское 'предприятие. Отряды экспе­диции вели съемки одновременно на протяжении 8000 миль. Экспедицией были открыты и описаны северо-западные берега Америки и много островов.

Навеки вошли в историю имена русских моряков-исследова­телей С. Г. Малыгина, Алексея Скуратова, Д. Л. Овцына, Ва­силия Прончищева, Никифора Чекина, Михаила Щербинина, А. И. Петрова, П. А. Чаплина и других питомцев Петра и вы­пускников Навигационной школы. Эти моряки своим бескорыст­ным трудом создавали славу Родине и развивали науку о судо­вождении. В 17S3 г. вышла в свет книга С. Г. Малыгина «Со­кращенная навигация по карте де-редукцион». Карты и лоции А. И. Чирикова и А. Н. Нагаева свыше 60 лет служили русским морякам.

В 1748 г. С. Мордвиновым был издан капитальный труд — «Книги полного собрания о навигации», в котором освещены во­просы геометрии и тригонометрии, космографии, географии, море­ходной астрономии, 'приливо-отливных явлений (где дан расчет прилива по прикладному часу порта), мореходных инструментов и навигации. По .полноте, с которой рассматриваются отдельные вопросы в книге, можяо судить о высоком уровне судоводитель­ской науки того времени.

В 1759 г. М. В. Ломоносов опубликовал книгу «Рассуждения о большой точности морского пути», в которой изложил основы судовождения. В этом труде впервые было установлено, что ошибка в счислении складывается из суммы ошибок в определе­нии дрейфа судна, рыскания его на волне и точности держания руля на 'курсе. 0,н предложил конструкцию некоторых приборов, опередив мировую морскую науку на 100 лет. По мнению Ломо­носова, суда должны снабжаться самопишущим компасом (в Западной Европе этот прибор появился через 91 год), т. е. кур-сографом, который, по словам Ломоносова, «покажет стоящего у травления прошибки и оплошность»; дронометром (механиче­ским лагом, который появился на судах в начале XX в.); клизе-ометром, или дрейфометром, определяющем дрейф судна, и са-лометром — прибором

Римские судостроители и мореплаватели заим­ствовали опыт государств Ближнего Востока и Греции. Морские торговые связи римлян простира­лись через Средиземное море на восток до Индии. Однако больше преуспели римляне в строительстве военных кораблей и развитии военного флота.

В 1927—1931 гг. со дна озера Неми (в 20 кмотРима) были извлечены две галеры, построенные в период правления императора Калигулы. Их длина превышала 70 м, ширина 20—25 м. Корабли имели тараны, являвшиеся в то время главным оружием морского боя. Нововведением римлян в военном кораблестроении был абордажный перекидной мо­стик «ворон» По этому мостику римские солдаты перебегали на палубу вражеского ко­рабля.

Даже по сравнению со средневековым перио­дом античные корабли не были примитивными. Как пишет известный французский морской исто­рик Ж. Руже, их тоннаж нередко не уступал тон­нажу европейских кораблей XVIII в.

К Х—XI вв. европейские мореплаватели вышли далеко за пределы Средиземного моря. Ныне стал совершенно достоверным факт, что первыми пересекли Атлантический океан и достигли американ­ского континента вовсе не каравеллы Христофора Колумба в 1492 г., а дракары скандинавских викингов (рис.4.). Правда, вначале они выса­дились и основали поселения в Исландии и Грен­ландии, а уже оттуда викинг Лейв Эйриксон по прозвищу Счастливый (сын выходца из Норвегии Эйрика Рыжего) примерно в 1000 г. впервые высадился на острове, который в наше время на­зывается Ньюфаундлендом и относится к Северной Америке. Поэтому викингу в 1887 г. был воздвигнут памятник в США.

Опытными мореходами были наши предки — славяне.

Дружины князей Игоря, Владимира и .Святоелава совершали неоднократные походы по Днепру и Черному морю в Византию

Несомненно, что первые плавания проходили вблизи берегов, человек старался не терять их из виду. Берега тщательно изучались мореплавателями. Они ориентировались по приметным местам на   берегу, мысам, прибрежным островам, отдельным .   Для обозначения опасных для судоходства мест (мелей, рифов) строились и плавучие маяки.

Когда мореплаватели удалялись за пределы видимости берегов, в их распоряжении оставались днем Солнце, а ночью звезды. Уже в глубо­кой древности человек знал, что утром Солнце находится на востоке, в полдень — на юге, а в кон­це дня  на западе.

В ночное время лучшим и надежным путево­дителем мореплавателей была Полярная звезда. Наблюдая за звездным небом, люди видели, что эта звезда находится как бы на конце оси, вокруг которой происходит суточное вращение небесной сферы, а поэтому эта звезда почти неподвижна и всегда показывает направление на север.

  Заботясь о безопасности мореплавания, Ломоносов настаи­вал на создании Мореплавательской академии, а также на учреждении службы по составлению прогнозов погоды и др. Он был одним из первых инициаторов освоения Северного морского. пути. В 1763 г. Ломоносов написал трактат «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возмож­ности прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». В трак­тате научно обоснованы государственные интересы России на Севере. Ломоносов полагал, что в июне между Шпицбергеном и Новой Землей океан очищается ото льдов и на 80-й параллели на расстоянии около 600 верст от берегов Сибири тянется на 1000" верст открытая вода. Он утверждал, основываясь на направле­нии течений, северных сияниях и других данных, что можно прой­ти северным путем до Берингова пролива. В следующем году была организована экспедиция В. Я. Чичагова, который дважды (в 1764 и 1766 гг.) доходил до 80-й параллели, но встречал там непроходимый лед. Идеи Ломоносова были осуществлены лишь советскими моряками, на советских судах.

Своими трудами в области мореходных наук М. В. Ломоно­сов опровергает утвердившееся в Западной Европе мнение, что Россия в XVIII в. не имела своей морской науки и своих ученых моряков. Это мнение было также опровергнуто организацией многочисленных кругосветных путешествий. В 1803—1849 гг., т. е. за 46 лет, было проведено 36 кругосветных экспедиций. Это в 2 раза больше, чем сделали флоты Англии и США вместе взя­тые.