Из истории морских карт, страница 3

Революционный  переворот  в  морской  картографии  совершил фламандский математик и географ Герард Кромер, больше известный под латинизированным именем Меркатора. В 1569 г. он в Дуйсбурге создал   свою   знаменитую   карту,   основанную   на   принципе равноугольной цилиндрической проекции. Карта и проекция получили название меркаторских.

О том, что эта проекция предназначалась в первую очередь для нужд  кораблевождения,  свидетельствует  заголовок  первой  карты, гласивший:  «Новое и наиболее полное изображение земного шара, проверенное и приспособленное для применения в навигации».

Меркаторская    карта    получила    исключительно    широкое распространение и до сих пор не утратила своего значения.  Ее применяют и географы, и мореплаватели.

При  построении  меркаторских  карт  земной  шар  представляют обернутым цилиндром по экватору  (рис.  35,  а) . Все точки Земли проектируют на поверхность  этого цилиндра.  В этом случае все параллели оказываются равными по величине экватору, а меридианы изображаются в виде параллельных прямых, перпендикулярных эквато­ру. Каждая часть меридиана будет пропорционально увеличиваться по мере удаления от экватора (с возрастанием градусов широты).

Масштаб   длины   в   каждой   точке   сохраняется   по   всем направлениям,  но  изменяется  при  изменении  широты  и  долготы. Поэтому соотношение площадей на Земле и на карте не сохраняется. Например,  Гренландия выглядит на карте по площади значительно большей, чем Австралия. Фактически же этот остров в 3 раза меньше Австралийского материка.Основное преимущество меркаторской карты состоит в том, что все   локсодромии   изображаются   на   ней   прямыми   линиями, пересекающими меридианы под одним и тем же углом (рис. 35, б) . Это значительно упростило изготовление карт и их применение в кораблевождении.

Меркатор не успел дать теоретическое разъяснение своих карт. Это  было  сделано  уже  после  его  смерти  сначала  его  сыном Румальдом, а затем английским ученым из Кембриджа Эдуардом Райтом в 1599 г.

Э. Райт общедоступно изложил принцип меркаторской проекции. Он предложил вписать земную сферу н цилиндр и «надувать сферу подобно пузырю одинаково в каждой части (т. е. по долготе столько же,  что  и  (то  широте),  пока  она  не  совпадет  с  внутренней поверхностью цилиндра; при этом каждая параллель последовательно от экватора к полюсам вытягивается до тех пор, пока ее диаметр не станет равным диаметру цилиндра,  а меридианы вследствие этого будут удаляться друг от друга в стороны, пока повсеместно не

Рш'. З.1». М>'|)к;п1)|и-кая ni'Ot'KHHH u грифичгскизд |и>я'.:1к'иии .->. l':ini:.i I I'W l.)

окажутся друг от друга на таком же расстоянии, как на экваторе». Таким образом, поверхность Земли становится цилиндрической, а, развернув цилиндр на плоскость, получим меркаторскую карту мира.

Нужно заметить, что не сразу меркаторские карты нашли полное признание  мореплавателей,  которые  видели  на  них  ошибки  в положении отдельных участков и мест земной поверхности. На самом деле причиной ошибок была не новая проекция, а неточности прежних плоских карт,  с которых переносились различные пункты Земли на меркаторские карты.

Почти одновременно с меркаторской картой в 1584 г. француз Морденте изобрел параллельную линейку, без которой до сих пор не обходится ни один штурман. Она всегда у него под рукой на путевой карте, как и циркуль-измеритель.

До XVII в. корабли, уходившие в дальние плавания, снабжались главным образом  голландскими  меркаторскими  картами.  Англичане стали от них отказываться с 1671 г., когда был издан атлас под названием «Английский лоцман» Джона Селлерса, а позже и каталог Ост-Индийской компании,  содержавший  347  карт  для  плавания  от Британских островов до Индии и Китая.

В первой половине XVIII в. в большинстве европейских стран учреждаются  Гидрографические  департаменты,  в  ведение  которых полностью перешла морская картография.

Первый  каталог  адмиралтейских  карт,  изданный  английскими гидрографами в 1830 г.,  содержал 962 карты,  а через 50 лет в каталоге уже насчитывалось около трех тысяч карт.

Архивные документы свидетельствуют  о  существовании русских карт («чертежей») уже в конце XV в.

Так,   достоверно  установлено,   что  называемый  историками «старый чертеж» был сделан в 1497 г. Именно с него была затем скопирована сохранившаяся до наших дней карта английского купца Энтони Дженкинсона,  посещавшего Москву в 1557—1560 гг.  На ней изображен ряд московских земель.  Генеральная карта Московского государства(«Большой чертеж») датируется 1570 г..

В архиве «Приказ  Государя  тайных  дел»  в Москве  хранятся «Чертежи Азовскому и Черному морям» и «Озерам Ладожскому, Ильмени и иным озерам и рекам». В одном из архивов находится «Чертеж дороги к морским портам Риги и Колыванской присяге» (Таллинну). К XVI в.  относится одна из первых карт-чертежей Севера России, называемая «Корельские и Лопские земли к Мурманскому морю».

Одна из старых морских карт XVII в., хранящаяся в морском музее Гетеборга, на которой показаны Белое море. Новая Земля и часть Баренцева моря, является копией русского «Чертежа». Об этом указывает пометка на карте: «Скопирована с Русского Царского чертежа».                                    •

В Петровский период «Карта Западной и Южной России» была издана в Амстердаме в 1699 г. Там же по личному указанию и пекомендациям Петра I морской чертежник И. Ф. Копиевский составил и выпустил в свет первую на русском языке звездную карту «с посвящением боярину Ф. А. Головину», которая в подлиннике до сих пор хранится в Санкт-Петербурге. В объяснении карты Полярная звезда называется «звездой северной», созвездие Малой Медведицы «возом», а его пара последних звезд «стражами» («стражницами»). И. Ф. Копиевский известен в отечественной морской истории тем, что в 1701 г. им была издана самая первая книга о флоте на пусском языке. Она называлась «Книга учащая морскому плаванию». В ней рассказывается о глобусе, магнитной стрелке и склонении и о том, как нужно судоводителю вести счисление пути, исправлять погрешности плавания. К книге прилагались таблицы логарифмов, | склонений   Солнца   и   другие   материалы,   необходимые   для корабельного    штурмана. И. Ф. Копиевский опередил даже Л. Магницкого,   автора   знаменитой  «Арифметики»,   "сиречь   науки числительной".