Из истории морских карт, страница 2

Только с появлением в Европе магнитного компаса мореплаватели,  в первую очередь итальянские и испанские,  стали пользоваться так называемыми портуланами.

 Это были первые морские карты со схемами побережий.   Иногда  их  называли  компасными  картами.   Вместо известной  картографической  сетки  меридианов  и  параллелей  на портуланах были изображены роза румбов к компасные линии от порта к порту, которые помогали штурманам находить и прокладывать на карте курс корабля.  На портуланах впервые был введен линейный масштаб.  Появление портуланов  явилось  подлинной зарей морской картографии. На портулане Пьетро Висконти, датированном 1311 годом, довольно точно обозна­чены побережья Средиземного и Черного морей и нанесены розы румбов, характерные для более поздних карт.

Постепенно розы румбов группировались в систему взаимопере­секающихся линий. В центре карты изображали одну или две розы, от которых расходилось лучами шестнадцать главных румбов. По ок­ружности наносили шестнадцать боковых роз, и от каждой тянулись еще тридцать два румба. Румбы роз наносили разными краска­ми, что создавало сложный узор.

В истории крестовых походов отмечается первое употребление морской карты. Это было в конце XIII в. во время восьмого похода. Капитан судна, на борту которого находился Людовик IX, не только пользовался картой в пути, но и показывал французскому королю на

карте места на побережье, наиболее подходящие для высадки отрядов крестоносцев.

В этот период черчение карт стало делом привилегированного круга   лиц   в   больших   портовых   городах.   Появились   даже правительственные картографы.

Главным  поставщиком  карт-портуланов  была  Венеция.  Именно венецианскому картографу Баттисте Агнезе принадлежит заслуга в составлении первой карты России в 1525 г.  Основные данные он получил от русского посла Дмитрия Герасимова,  находившегося в Ватикане при папе Клименте.

Известная Пизанская карта-портулан,  которая считается одной из первых морских карт, датируется примерно 1275 годом. На ней изображена береговая полоса Средиземного моря. Считается, что эту карту составил Петр Висконте из Генуи.

Есть  свидетельства  тому,  что  принципы  построения  карт-портуланов  итальянцы  заимствовали  у  арабов.  Уже  в  трудах арабского географа и путешественника аль-Идриси  (1100—1161 гг.) на портулане нанесена часть побережья между Ораном и Варка.  В Амброзианской   библиотеке   Милана   хранится   так   называемая магрибская карта. Она датируется XIV в. и относится к наиболее ранним  арабским  портуланам.  В  музее  Анкары  демонстрируется морская карта-портулан 1513 г., принадлежавшая турецкому адмиралу Пири Рейсу.

Однако ряд географов считают, наоборот, что арабы копировали итальянские  карты,  а  собственно  арабские  изобиловали  многими ошибками,  в  то  время  как  портуланы, «начертанные мореходами-практиками  с  почти  современной  точностью,  являли  разительный контраст с результатами свободного теоретизирования Птолемея и арабских географов».

Во всяком случае на пизанской карте все районы Средиземного моря изображены без  существенных погрешностей и диспропорций. Правда,  на ней и других подобных картах-портуланах достаточно точно изображалась лишь  береговая черта.  Участки же суши,  не соприкасаемые  с  водой,  обычно  оставались  пустыми  или  весьма приблизительными.

Портуланы использовались прежде всего в прибрежном плавании. Поначалу единицей масштаба была древнегреческая миля, а на более поздних картах стала применяться морская миля. Размер карт редко превышал 40Х40 см.

Большинство   первых   карт   имело   восточную   ориентацию. Сказывалось влияние библейской истории, согласно которой именно в этой  стороне  света  находился  рай,  а  позже  ожидалось  второе пришествие Христа.

   Портоланы, как правило, мало отличались от планов и сохраняли по всей своей площади достаточное постоянство масштаба. Между тем при переходе к изображению протяженных морских пространств их уже нельзя было показать на плоскости без искажений, и приходилось обращаться к какой-либо картографической проекции. Долгое время пользовались квадратной равнопромежуточной цилиндрической проекцией, несмотря на то, что многие понимали недостатки, свойственные этой неравноугольной проекции. Она известна была уже Эратосфену (276-196 гг. до н.э.), но иногда называлась проекцией  Генриха Мореплавателя Обеспечить  дальние  плавания  портуланы  не  могли.  На  них изображались районы,  удаленные от берегов в лучшем случае на сотни миль.

Как уже упоминалось, Португалия первой из европейских стран стала проявлять особенно большой интерес к дальнему мореплаванию и  открытиям  новых  земель.   Развитие  мореплавания  и  заря навигационной  науки   связаны  в   первую  очередь   с  именем португальского принца Генриха,  известного в истории под именем Генриха Мореплавателя (1394—1460 гг.).

Любопытно, что сам принц никогда не плавал, но организовал ряд успешных морских экспедиций в Атлантический океан и к берегам Африки.  Были  открыты  острова  Зеленого  Мыса  и  Азорские,  об­следовано африканское побережье  вплоть  до  Гвинейского  залива. Португальским мореходам удалось приблизиться на триста миль к экватору.

Главная заслуга Генриха Мореплавателя заключается в том, что он сумел собрать воедино и систематизировать  все сведение по морскому делу и кораблевождению.

Генриху помогали его братья - король Эдуард и Великий регент Педро,  который сумел заполучить в Венеции оригиналы сочинений Марко Поло и карту,  «которая  содержала  описание  всех частей света, что весьма пригодилось принцу в его научных трудах». На Венецианской карте,  составленной предположительно около 1306 г. Марино Сануто, юг Африки окружен океаном, а на центральной части этого континента было написано «не обитаема из-за жары».

Более  подробной  была  флорентийская  карта,  относящаяся  к

До  наших  дней  дошла  старая  испанская  морская  карта, датированная 1550 г. Она хранится в библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. На карте указан ее составитель — Маттео Прунес. На ней изображены Средиземное море и часть Атлантического океана, с побережьем Западной Европы.

К сожалению, все плоские карты, страдали многими недостатками и ошибками и, главное, не были удобными для мореплавателей. На них один и  тот же  курс  корабля,  пересекавший меридианы под одинаковым углом,  должен был проводиться в виде кривой линии (локсодромии).