Из истории морских карт, страница 4

В музее им.  М.  В.  Ломоносова   (Кунсткамера)  находится знаменитый Большой академический глобус, подаренный Петру I в Германии. Диаметр глобуса более трех метров. Десять лет делали этот глобус (1654—1664 гг.) по рисункам выдающегося датского астронома Тихо Браге. Работами руководил ранее упоминавшийся известный математик Адам Олеарий,   совершивший  и  подробно описавший свое путешествие в Московское государство. Имя его часто упоминается в книгах по русской истории.

На внешней поверхности глобуса нанесены контуры материков, гор, лесов,  пустыней с изображением людей и животных,  на | внутренней стороне — карта звездного неба. Внутри шара находятся круглый стол и скамья на 12 чел.

Огромный шар, укрепленный на стальной оси, можно вращать с помощью  специального  ручного   привода.   При  этом  зрителям открывается изумительная картина движущегося ночного неба со звездами, которые имитируются медными гвоздиками, поблескивающими в свете стоящего на столе фонаря. Возникает ощущение, что зритель находится в современном планетарии.

Из первых отечественных глобусов известен псковский метровый глобус дьяка Карпа Максимова. Им часто пользовался Петр I.

К первым печатным навигационным пособиям в России относится Атлас реки Дона, Азовского и Черного морей. В Атлас входили карты, которые по указанию Петра I составил Крюйс. Атлас Балтийского моря впервые был издан на русском языке в 1714 г. К нему прилагались карты-схемы финских шхер. Все это составленное Кононом  Зотовым  навигационное   пособие   называлось:   «Книга розмерная градусных карт Ост-зее, или Варяжского моря».

Петровские геодезисты проводили съемки с промерами глубин и составляли карты многих районов Балтийского моря начиная с 1710 г., в период затяжной войны России со Швецией. Особенно ценными были работы военного инженера Ивана Любераса.  Его сводная рукописная карта существенно помогла при изготовлении уточненных атласов Балтийского моря. В эти же годы выпущена «Розмерная карта от прохода между Русского и Белого моря и прочее». Здесь видно, что Баренцево море в те времена нередко тоже называли Русским.

Корабли   петровского   флота,    как   правило,    снабжались голландскими навигационными картами или, как их тогда называли, «вагенерами» (по имени известного голландского, гидрографа Л. Вагенара).

Опись Каспийского моря была сделана в 1624 г. Чуть позже выпущена первая карта этого моря. Более подробно описали море и составили карту известный петровский мореплаватель Ф. И. Сой-монов и офицеры К. П. Верден и В. А. Урусов. Именно за карту Каспийского моря Петр I, руководивший работой, был избран членом Парижской Академии наук.

Автором самого первого на русском языке руководства по навигации стал ученый-мореплаватель С. Г. Малыгин, выпускник Навигацкой школы, участник Великой северной экспедиции.

Камчатские экспедиции В. И. Беринга и А. И. Чирикова дали большой материал для описи и картографирования северной части Тихого океана и особенно берегов Северной Америки. По итогам экспедиции в середине XVIII в. штурманом И. Елагиным была составлена карта этих районов.

Опись и более точную карту Белого моря и части Северного Ледовитого океана составил в 1757 г. штурман Токмачев. М. В. Ломоносовым была сделана карта Полярного бассейна.

Регулярное и массовое изготовление навигационных карт в России началось в    1777 г. (когда в Петербурге было основано Центральное картографическое производство флота). К этому периоду относится начало русских кругосветных экспедиций.

В 1803 г. в первое кругосветное плавание отправились военные шлюпы «Надежда» и «Нева»,        возглавляемые        капитан-лейтенантами И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским. В результате трехлетнего плавания были уточнены карты многих морей и океанов. И. Ф. Крузен-щтерном издан двухтомный Атлас Южного моря и к нему «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением атласа». Этим пособием стали широко пользоваться другие русские мореходы. И. Ф. Крузенштерн, считающийся одним из основоположников русской океанографии, был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В период кругосветной антарктической экспедиции Ф.  Ф. Белинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819—1821 гг. открыты и нанесены на все карты мира новый материк Земли — Антарктида, а также ряд островов Атлантического и Тихого океанов.

В 1983 г. океанографические исследовательские суда «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Белинсгаузен» повторили кругосветный маршрут «Востока», и «Мирного». Точность нанесенных на карту русскими моряками открытых ими тогда новых островов и приметных мест побережья Антарктиды была высоко оценена советскими гидро­графами.

Поиску Северного морского пути посвятил свои четырехкратные плавания Ф. П. Литке на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824 гг., а через два года, будучи командиром шлюпа «Сенявин», он совершил кругосветный рейс с научными целями. Отчет Ф. П. Литке

удостоен   Демидовской   премии,   а   сам   он   избран   членом-корреспондентом Академии наук.

Замечательными исследованиями, описью и нанесением на карту районов реки Амур,  острова Сахалина и Татарского пролива, выполненными морским офицером Г. И. Невельским, завершился период Великих русских открытий XIX в. Были существенно подправлены и дополнены географические и навигационные карты русского Приморья и Приамурь я.

Заметным событием в истории отечественного флота стал выход в свет в 1950—1963 гг. трехтомного Морского атласа, изданного Главным штабом Военно-морского флота и явившегося весьма ценным руководством по  географии  морей  и  океанов.   Это  большое картографическое издание включает навигационно-гидрографнческий, физико-географический и военно-исторический разделы, состоящие из многих книг и карт.

В 80-е годы в дополнение к обычным морским картам стали применяться   электронные   навигационные   карты.   Необходимая судоводителю информация записывается на одном-двух магнитных дисках, с которых она по необходимости выводится на дисплей в виде электронной карты. На экране дисплея может высвечиваться в укрупненном плане нужный участок района плавания с сушей, га­ванями,  другими  объектами.  Водная  поверхность  отображается светло-глубым или темно-голубым тоном. Навигационные ориентиры высвечиваются вместе с их характеристиками. По электронной карте перемещается световая отметка, имитирующая идущее судно. Его место определяется штурманом по данным навигационных приборов, береговых и спутниковых систем.

Литература:

В.Н. Краснов   «ОТ ЛОТА ДО СПУТНИКА».