Технологии реализации алгоритмов методов и решения задач оптимизации средствами Excel: Методические указания к выполнению практических занятий

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

Сибирский государственный индустриальный университет

Кафедра информационных технологий в металлургии

Технологии реализации алгоритмов
методов и решения задач оптимизации

средствами
Excel

Методические указания к выполнению практических занятий
по курсу “Информационные технологии в металлургии”.
Специальности: “Металлургия черных металлов” (110100),
специализации “Информационные технологии и
предпринимательство в металлургии” (110107),
“Математическое обеспечение и
применение ЭВМ в металлургии” (110104)

Новокузнецк

1999


УДК 681.3.06

Технологии реализации алгоритмов методов и решения задач оптимизации средствами Excel: Метод. указ. / Сост.: С.П. Мочалов, В.И. Кожемяченко: СибГИУ. - Новокузнецк, 1999. - 29 с., ил.

Рассмотрены технологии реализации алгоритмов методов и решения задач оптимизации в табличном процессоре Microsoft Excel 97. Приведены примеры для методов половинного деления, симплекс, градиентного и решение задач линейного и нелинейного программирования.

Практические задания ориентированы на усвоение навыков решения задач в среде Excel путем реализации алгоритмов методов оптимизации стандартными элементарными средствами и решения оптимизационных задач с применением инструмента “Поиск решения”.

Предназначены для студентов специальности “Металлургия черных металлов” (110100), специализации “Информационные технологии и предпринимательство в металлургии” (110107), “Матема­тическое обеспечение и применение ЭВМ в металлургии” (110104).

Рецензент – кафедра систем автоматизации (зав. каф. С.М. Кулаков)

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета


1. Общие положения

В настоящее время одной из самых популярных и широко применяемых программ, работающих с электронными таблицами, является Microsoft Excel 97. Это объясняется удобством интерфейса пользователя и наличием многочисленных функций, позволяющих осуществлять реализацию различных по сложности и профессиональной ориентации задач [1]. Термин “электронная таблица” является общим термином. В электронных таблицах используются ссылки на данные, расположенные в столбцах и строках. В программе Excel традиционная электронная таблица называется рабочим листом. Однако можно создавать рабочие листы Excel, которые не имеют ничего общего с традиционными электронными таблицами. Рабочий лист в Excel может содержать игру, текст, графику и другие виды информации.

Функциональные возможности этой программы позволяют осуществлять решение задач оптимизации на основе трех подходов.

Первый способ предполагает разработку табличного варианта алгоритма с последующим применением набора элементарных стандартных средств. Этот подход позволяет: использовать различные методы анализа данных; создавать сложные математические, логические схемы расчета и применять их одновременно ко всем данным или к некоторым выделенным данным; отображать между различными типами данных связи, которые могут меняться при вводе новых значений.

Другими средствами, которые предоставляет пользователю программа Excel, являются инструменты “Подбор параметра” (Coal Steek) и “Поиск решения” (Solver), позволяющие решать соответственно задачи одномерной и многомерной оптимизации. Инструмент “Поиск решения” использует численный алгоритм “встроенный оптимизатор”, позволяющий решать задачи безусловной и условной оптимизации с определенной точностью [2].

В пакете Excel имеется файл “solvsamp.xls”, где рассмотрены примеры практического применения данного инструмента. Эти примеры демонстрируют возможности и дают представления о том, в каких случаях стоит использовать данную программу.


В методическом плане инструмент “Поиск решения” оперирует со следующими категориями:

целевые ячейки (Target cells), в которых содержатся значения критериев оптимизации;

изменяемые ячейки (Change cells), значения переменных в которых изменяются программой до получения заданного решения;

ячейки ограничения (Constrains), необходимые для наложения условий (положительности, целочисленности или нахождения в интервале) на переменные.

После проведения вычислений инструмент “Поиск решения” может создать три типа отчетов:

результаты (Answers), в котором отражено начальное и конечное значения в целевой и изменяемых ячейках, а также данные об ограничениях;

устойчивость (Sensitivity), где содержатся сведения о устойчивости решения к малым изменениям в формулах;

пределы (Limits), в котором указаны верхний и нижний пределы для целевой функции и изменяемых ячеек, начальное и целевое значения.

Для создания отчета достаточно выбрать любой из них из списка “Тип отчета” (Reports) в диалоговом окне “Результаты поиска решения” (Solver Results).

Работа с инструментом “Пакет решения” предусматривает диалог с пользователем посредством ряда диалоговых окон: основное окно, окно ввода ограничений, окно задания параметров алгоритма, окно результатов поиска решения и др.

Еще одним способом решения оптимизационных задач, который не рассматривается в данных рекомендациях, является использование средств программирования на языке VBA, с использованием которых можно создавать пакеты методов оптимизации, оптимизируемых функций и применять их в качестве расширения программы Excel.

Целью выполнения практических занятий, рассматриваемых в данных методических рекомендациях, является: формирование навыков реализации алгоритмов методов оптимизации с помощью набора элементарных стандартных функциональных средств и решение оптимизационных задач с использованием инструментариев или “встроенных оптимизаторов”.

Перечень сведений и знаний программы Excel, необходимых для решения задач оптимизации. При реализации алгоритмов одномерной и многомерной оптимизации как с помощью элементарных программных средств, так и с помощью “инструментариев”, требуется: наличие навыков работы с ячейками рабочих листов Excel; знание понятий “абсолютные” и “относительные” ссылки; умение работать со встроенными функциями; знание функций категорий “математичес­кие”, “статистические”, “логические”, “ссылки и массивы”; умение работать с диалоговыми окнами [1].

Похожие материалы

Информация о работе