Образовательные приоритеты современной молодежи

Страницы работы

Содержание работы

УДК 316.346.32-053.6:378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Васильева С.С., Грисман С.В.

Научный руководитель: ассистент Голосманов Д.С.

Сибирский  государственный индустриальный университет

г. Новокузнецк

Как гласит народная пословица «век живи - век учись». Особенно актуально это выражение на современном этапе развития человечества - в период научно-технического прогресса, когда появляются и развиваются новые технологии, когда ощущается постоянная нехватка знаний и навыков, когда с каждым днем все больше осознаешь никчемность изученного по сравнению с простором непознанного, когда на рынке труда  все больше нужны люди, которые знают «все обо всем».

Современному человеку предоставлен огромный выбор способов получения информации: СМИ, книги, образовательный курсы, различные высшие и средне-специальные образовательные учреждения. Разнообразны сферы образования, поэтому, как правило, очень сложно выбрать, что изучать и как изучать.

Особо актуальна данная проблема для школьников старших классов и студентов. Первые должны выбрать основную сферу своей будущей деятельности, а вторые – осознать и дополучить знания, необходимые в будущей профессии. Именно поэтому очень важно выявить факторы, влияющие на выбор образовательных приоритетов двух вышеназванных групп, а также выявить, как меняются образовательные приоритеты при переходе молодых людей из одной группы в другую.

Для реализации поставленной выше цели было проведено социологическое исследование, направленное на выявление образовательных приоритетов молодежи. Школьников преимущественно спрашивали о планах на получение образования после окончания школы, а студентов – об образовании, получаемом в данный момент, и перспективах на получение дополнительного образования.

Подведя итоги опроса представителей каждой группы можно сделать следующие выводы.

Школьники.

Практически все опрошенные планирую поступить в вуз, что свидетельствует о понимании школьниками важности высшего образования. С другой стороны это подтверждает актуальную проблему современной России – молодежь не стремится осваивать рабочие специальности, считая их малоперспективными.

Самым престижным направлением в образовании школьники считают юриспруденцию, на втором месте компьютерные технологии. Далее следуют медицина и экономика. На последнем месте творческие специальности, такие как дизайнер и модельер.

Большинство школьников полагают, что знания, полученные в учебном заведении, будут оказывать весомое влияние на их дальнейшую жизнь. Четверть респондентов полагает, что данные знания будут иметь решающее значение и лишь незначительная часть говорит о слабом влиянии на дальнейшую жизнь знаний, полученных в процессе обучения.

          53.3% респондентов планируют получить второе высшее образование, т.к. полагают что знаний, полученных в вузе, им будет недостаточно. Треть опрошенных полагает, что всему научатся в учебном заведении и смогут построить успешную карьеру на базе полученных там знаний. Лишь немногие школьники в перспективе готовы изучать недополученное самостоятельно, посредством  самообразования

Практически все старшеклассники уже определились с будущей профессией. Большинство из них планирует получать экономическое образование. Остальные планируют реализовать себя в сфере компьютерных технологий(20%) и творчестве(20%). Хотя юриспруденцию и медицину школьники оценили как престижные сферы деятельности, связывать свою жизнь с ними захотели немногие респонденты.

Если говорить о факторах, повлиявших на выбор специальности, то на первом и втором местах соответственно уровень заработной платы(33.3%)  и мнение родителей(23.3%). На третьем – востребованность данной профессии на рынке труда(20%). Последнее место по степени значимости занимают мнение друзей(3%) и учителей(2%).

Важность самообразования по семибальной шкале большинство школьников оценило на 5 баллов. Треть опрошенных оценила ее как крайне высокую. Четвертая часть респондентов считает, что важность самостоятельного получения знаний относительно невелика. И лишь немногие школьники считают самообразование совершенно незначимым. Данные показатели можно назвать оптимистичными, поскольку важно, чтобы школьники были готовы получать знания самостоятельно, т.к. наша система образования нацелена, в том числе и на то чтобы «научить учиться», т.е. совершенствовать знания по мере их надобности.

Если говорить о способах самообразования, которыми занимаются школьники, то это чтение дополнительной литературы, освоение ПК, получение дополнительных навыков и посещение образовательных курсов. Следует заметить, что лишь немногие респонденты совершенно не уделяют внимания своему самообразованию. Особо важным для ведения успешной трудовой деятельности  навыками школьники считают – знание компьютера и психологии (31.7%). Полезными будут, по их же мнению, знания в области экономики и владение иностранными языками.

Студенты

Как и предполагалось изначально, больше половины студентов считают, что высшее образование необходимо для успешной трудовой деятельности. Чуть менее четверти полагают что достаточно и средне-специального  образования, а остальные могли бы комфортно себя чувствовать, просто окончив школу. 

Основная масса опрошенных студентов считает, что знания, полученные в учебном заведении, будут оказывать весомое влияние на дальнейшую трудовую деятельность. Треть полагает, что эти знания окажут  на нее слабое влияние, для 10% они будут иметь решающее значение, и лишь для немногих будут совершенно бесполезны.

Большинство студентов думает, что им самим придется заполнять пробелы в знаниях, активно занимаясь самообразованием. Четвертая часть респондентов готова получать дополнительное образование, лишь бы наверняка найти достойную и престижную работу.

Что касается конкретных планов на дополнительное образование, то четвертая часть опрошенных студентов еще не определилась. Большинство же планирует получать образование в области экономики, меньше – в юриспруденции и сфере творческих профессий. Если говорить о факторах, которые повлияли на выбор сферы дополнительного обучения, то на первом и втором местах соответственно спрос на рынке труда(38.3%)  и уровень заработной платы(25%), что говорит о прагматичном и рациональном подходе студентов к проблеме трудоустройства. На третьем – мнение родителей(15%), а последнее место по степени важности занимает мнение друзей(2.6%).

Самой престижной студенты считают работу в сфере компьютерных технологий, а после них экономику. Далее следуют юриспруденция и медицина. На последнем месте, как и у школьников -  творческие специальности.

Необходимыми для ведения успешной трудовой деятельности  навыками студенты сочли знание компьютера и психологии. Не помешают молодому специалисту, по их мнению, знания иностранных языков и экономики.

          Важность самообразования по семибальной шкале равное количество студентов оценивает на 5, 6 и 7 баллов. Лишь немногие(5%) считают данную форму получения знаний бесполезной или малозначимой.

Если говорить о способах самообразования, которыми занимаются студенты, то это чтение дополнительной литературы, освоение ПК, и посещение образовательных курсов. Однако четверть опрошенных студентов совсем не занимается самообразованием.

            Подводя итоги исследования можно сказать, что на выбор образовательных приоритетов современной молодежи преимущественно влияют весьма меркантильные факторы: уровень заработной платы и востребованность предполагаемой профессии. Однако если на выбор сферы обучения школьников влияют родители, то студенты в состоянии самостоятельно оценить ситуацию на рынке труда и сделать свой выбор более осознанно.

В целом образовательные приоритеты молодежи значительно меняются при переходе из группы школьников в группу студентов. Об этом можно судить по тому, что большинство школьников недостатки знаний планируют заполнять посредством обучения в вузе, поступив же, студенты больше склоняются к самообразованию. Они не только осознают важность такого вида обучения, но и стремятся заниматься им, что является неотрицательным качеством характера будущих трудящихся граждан.

При этом на сегодняшний день самообразованием школьники занимаются более активно, чем студенты. Это можно объяснить тем, что школьники находятся на грани выпускных экзаменов и поступления и попросту вынуждены заниматься самообразованием, а некоторые студенты «плывут по течению» и не особо задумываются о будущем. В целом и школьники, и студенты полагают, что полученных в образовательном  учреждении знаний им будет недостаточно. Большинство из них планирует либо самостоятельно заполнять пробелы в знаниях, либо получить второе высшее образование.

В заключении можно сказать, что современная молодежь не так беспечна, как кажется на первый взгляд. Как следует из приведенных выше фактов молодые люди весьма прагматично подходят к выбору образования и профессии. Радует осознание современной молодежью неизбежности самообразования, а также ее позитивное отношение к данному процессу. Можно сказать, что сегодня молодые люди еще в школе задумываются о своей будущей профессии и в большинстве своем готовы приложить все усилия для ее успешного освоения.

Похожие материалы

Информация о работе