Коррекционная работа по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (Автореферат выпускной квалификационной работы)

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт детства

Кафедра общей и специальной психологии

                                                                                 ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

                                                                                 Зав. кафедрой общей и

специальной психологии

                                                                                 ___________Т.В. Волошина

                                                                                 «___» _______________2011 г.

Автореферат

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Выполнила студентка группы № 51

М.В. Вагнер______________

Специальность 050717 «Специальная дошкольная

педагогика и психология»

Специализация 050717.04 «Коррекционная и

психолого-педагогическая помощь детям в раннем возрасте»

Форма обучения очная

Научный руководитель к.пс.н., доцент Е.Ф. Волкова____________

Новосибирск 2011 г.

Движения, в том числе и осуществляемые крупными мышцами тела, играют в жизни человека огромную роль. Уже на самых ранних стадиях развития контакт со средой осуществляется посредством движения. Становление моторных навыков – это основа всего психического развития ребенка.

В настоящее время проблеме формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено, во-первых, изменением представлений о возможностях детей с синдромом Дауна, их потенциале, а во-вторых, тем, что результаты последних исследований говорят о несколько ином порядке формирования двигательных навыков у детей с синдромом Дауна и о необходимости особого подхода к осуществлению коррекционно-педагогических мероприятий в данной области.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с синдромом Дауна. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период все процессы в организме наиболее пластичны.

Формирование крупной моторики у детей с синдромом Дауна изучалось Петером Лаутеслагером, Е.В. Поле, Патрицией С. Уиндерс. Проведено большое количество наблюдений и экспериментов, позволивших установить ряд важных фактов и положений, раскрывающих особенности движений и двигательных способностей ребенка с синдромом Дауна.

Наиболее исследованными являются вопросы, касающиеся двигательного развития ребенка с синдромом Дауна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Выявлены последовательность и особенности формирования основных движений у детей с синдромом Дауна данной возрастной категории, разработаны тестовые методики оценки уровня моторного развития, коррекционные программы.

По нашему мнению, в настоящее время недостаточно изучена проблема формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна в старшем дошкольном возрасте. Практически отсутствуют данные о развитии выносливости и ловкости, нет программы коррекционной работы, разработанной специально для  детей данной категории. В связи с этим проблема изучения формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста является актуальной в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.

Цель: исследовать влияние коррекционной работы на формирование крупной моторики детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Задачи:                                               

1.  Исследовать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

2.  Исследовать уровень развития моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

3.  Изучить уровень развития двигательных, координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

4.  Разработать и апробировать систему занятий, направленную на формирование крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

5.  Проанализировать  эффективность коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

6.  Разработать рекомендации для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, по формированию крупной моторики.

В соответствии с поставленными задачами проведено исследование, состоящее из нескольких основных этапов:

1 этап – теоретический анализ основных концептуальных подходов в исследовании формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

2 этап – изучение требований к организации и содержанию коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, а также основных средств коррекции.

3 этап – подбор методов исследования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

4 этап – экспериментальное исследование влияния коррекционной работы на формирование крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Объект: крупная моторика как форма проявления двигательных и координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Предмет: процесс формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на коррекционных занятиях.

Теоретический анализ источников литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме позволил сформировать гипотезу исследования.

Гипотеза: направленная коррекционная работа способствует формированию навыков крупной моторики: ходьбы по узкой и наклонной поверхностям, ходьбы по ступеням, бега, прыжков, метания в цель, ловли предметов с различной траекторией полета; способствует развитию двигательных способностей: увеличению быстроты, повышению выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей (ловкости, точности, меткости, равновесия, ритмичности, прыгучести).

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения влияния коррекционной работы на развитие крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

2.  Методы, обеспечивающие диагностику крупной моторики: «Исследование навыков крупной моторики» (Патриция С. Уиндерс), «Исследование двигательных способностей» (Головин О.В.), «Исследование координационных способностей» (R. Zimmer, M. Volkamer).

3.  Психолого-педагогический эксперимент.

4.  Методы математической обработки полученных экспериментальных данных (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).

Теоретической основой исследования явились общетеоретические положения о физиологии движений, ловкости (Н.А. Бернштейн), о развитии двигательно-координационных качеств (Е.В. Демидова, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко), о синдроме Дауна как генетической аномалии (А.Ю. Асанов, Е.М. Мастюкова), о развитии основных движений у детей с синдромом Дауна (П. Лаутеслагер, П.С. Уиндерс), об особенностях коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна.

Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами дефектологических специальностей при подготовке к занятиям  и при прохождении практики в специальных дошкольных учреждениях; педагогами учреждений комбинированного типа в работе с детьми с синдромом Дауна; родителями, которые имеют детей с обозначенным синдромом и желают ознакомиться с двигательными особенностями детей данной категории. Результаты, представленные в работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях двигательной сферы детей с синдромом Дауна.

Похожие материалы

Информация о работе