Коррекционная работа по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (Автореферат выпускной квалификационной работы), страница 3

Результаты первичной диагностики показали, что развитие навыков крупной моторики у части детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна находится на среднем уровне, у остальных детей – низкий уровень развития крупной моторики. При выполнении заданий дети испытывали сложности при ходьбе по приподнятой, наклонной, узкой поверхностям, а также при ходьбе с высоким подниманием бедра. Дети теряли равновесие, им требовалась поддержка за руку. При ходьбе по ступеням большинство детей использовали приставной шаг. Большинство детей не владели бегом, а демонстрировали быстрый шаг, который не всегда отличался ритмичностью движений.

При исследовании двигательных способностей в целом дети показали средний уровень скоростно-силовых качеств, быстроты. Дети быстро утомляются, не способны к длительным физическим нагрузкам. Отметим то, что показатель развития гибкости у детей с синдромом Дауна достаточно высок, это объясняется сниженным тонусом мышц и гиперподвижностью суставов и связок.

Также у многих детей был выявлен низкий уровень развития способности к координации, а именно прыгучесть, меткость, точность. Соответственно, из-за низкой способности координировать движения недостаточно сформированными оказались двигательные навыки: прыжки (большинству детей требовалась поддержка за руки), метания и ловля (дети оказались способны ловить предметы, брошенные прямо в руки; сложности в определении траектории полета предмета).

Наглядно полученные результаты можно представить в виде столбиковой диаграммы.

Рисунок 1 – Столбиковая диаграмма первичных результатов экспериментальной и контрольной групп

1. Методика «Исследование двигательных навыков у детей с синдромом Дауна».

2. Методика «Исследование двигательных способностей»

3. Методика «Исследование координационных способностей»

Для преодоления выше описанных нарушений нами была разработана система коррекционных занятий с использованием физических упражнений и подвижных игр. Физические упражнения предназначены для развития отдельных мышечных групп и являются мощным средством укрепления здоровья. Они совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма. Подвижные игры – действенное средство всестороннего развития. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.

На специальных занятиях дети с синдромом Дауна совершенствовали имеющиеся навыки крупной моторики и осваивали новые, такие как бег, ходьбу по ступеням переменным шагом, ловлю мячей с разной траекторией полета. Также в процессе коррекционной работы у детей развивались двигательные способности, а именно быстрота, показатели скорости и силы, общая выносливость, способность координировать движения. При работе над координационными способностями особое внимание уделялось развитию способности сохранять равновесие в разных условиях, повышению уровня ловкости, ритмичности, меткости и прыгучести.

Далее была проведена контрольная диагностика двигательных навыков и способностей. Сравнение показателей испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после проведения коррекционной работы представлены на диаграмме.

1. Методика «Исследование двигательных навыков у детей с синдромом Дауна».

2. Методика «Исследование двигательных способностей»

3. Методика «Исследование координационных способностей»

На рисунке видно, что после контрольной диагностики  показатели развития крупной моторики у испытуемых экспериментальной группы немного выше, чем при первичной диагностике.

Несмотря на то, что положительные изменения показателей крупной моторики не являются статистически значимыми, мы попытаемся проследить на какие способности и навыки коррекционная работа оказала большее влияние. Этот анализ будет произведен с помощью метода математической статистики Т-критерий Вилкоксона.

Результаты исследования навыков крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты диагностики двигательных навыков в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования

Анализируя результаты контрольной диагностики навыков крупной моторики, можно сделать следующие выводы:

1.  Развитие крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна повысилось. Произошли улучшения в сфере двигательных навыков. Движения детей во время ходьбы по узкой и наклонной поверхностям после специальных занятий стали более уверенными, самостоятельными. Большинство детей редко нуждались в поддержке за руку, особенно во время подвижных игр, когда их внимание было сконцентрировано на самой игре, а не на моменте прохождения по скамейке или доске.

2.  На протяжении всего периода коррекционной работы у детей наблюдались сложности в освоении бега. К концу формирующего этапа многие из детей смогли осуществить быструю ходьбу с ускорением и подскоками (попытками начать бежать), но при этом быстрое утомление, потеря ритмичности и снижение темпа не давали в полной мере реализовать беговые движения.