Коррекционная работа по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (Автореферат выпускной квалификационной работы), страница 4

3.  К концу формирующего этапа наблюдалось усовершенствование навыков метания и ловли. Дети научились кидать более тяжелые мячи различного размера. Также, если при первичном обследовании не многие дети могли поймать подряд два мяча, имеющих разную траекторию полета, то при повторной диагностике дети, поймав один мяч, демонстрировали ожидание броска второго мяча, повышение внимания. Некоторым детям удавалось поймать два мяча подряд.

4.  Наиболее выраженное увеличение показателя выявлено при ходьбе по ступеням: большинство детей научились использовать переменный шаг при ходьбе по ступеням, отказались от поддержки взрослого.

5.  Наименьшее влияние коррекционная работа оказала на навык прыжков. В силу анатомических особенностей детей с синдромом Дауна не удалось существенно улучшить показатели по данному навыку. Дети продолжали использовать одиночные прыжки вверх и вперед, часто демонстрируя отсутствие способности сгруппироваться нужным образом и оторвать обе ноги от пола.

Представим результаты экспериментальной группы по уровню развития двигательных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в виде диаграммы.

Рисунок 4 - Результаты диагностики двигательных способностей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования

1.  Как показал эксперимент, дети с синдромом Дауна из-за своих анатомических особенностей, пороков развития не могут переносить длительные физические нагрузки. Хотя при повторной диагностике все же отмечаются некоторые положительные изменения, например, время сохранения набранного темпа увеличилось до 3-4 минут. Также уменьшились соматические проявления усталости (одышка, покраснение кожных покровов).

2.  К концу формирующего этапа дети стали быстрее ходить, как отмечалось выше, дети за более короткий срок набирают темп ходьбы и дольше его удерживают.

3.  Некоторое улучшение показателей быстроты и выносливости объясняется усовершенствованием скоростно-силовых качеств, что проявляется в виде усиление толчка при реализации движения. При контрольной оценке скоростно-силовых качеств дети допускали меньше ошибок, чем на констатирующем этапе: реже заступали за ограничительную линию, научились совершать прыжок с двух ног, хотя при приземлении сгруппироваться не удавалось.

4.  Наименьшее воздействие коррекционная работа оказала на развитие гибкости. Это можно объяснить тем, что дети с синдромом Дауна с рождения отличаются повышенной гибкостью, обусловленной гиперподвижностью их суставов и связок и наименьшим образом зависимой от внешних факторов.

Результаты исследования координационных способностей для наглядности представлены в виде диаграммы.

Рисунок 5 - Результаты диагностики координационных способностей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования

Если говорить о координационных способностях, то стоит отметить следующее:

1.  Большее влияние коррекционная работа оказала на показатель точности. К концу формирующего этапа детям удавалось выполнять упражнение на прохождение через обруч почти без ошибок. Как было сказано выше, детям сложно сгруппироваться и выполнить какое-либо действие, но в результате специальных занятий большинству детей стало доступным прохождение через обруч даже во фронтальном направлении. Дети научились опускать голову и одновременно приседать, чего нельзя было отметить на констатирующем этапе.

2.  Также специальные занятия значительно повлияли на развитие равновесия. Это проявлялось как при выполнении специальных упражнений на равновесие, так и в остальных моментах двигательной активности детей.

3.  Меньшее влияние было оказано на такие способности, как ловкость, меткость, ритмичность, хотя в этих сферах также наблюдались улучшения по сравнению с первичной диагностикой.

Проверка эффективности коррекционной работы с помощью U-критерия Манна-Уитни  и Т-критерия Вилкоксона показала, что произошедшие изменения в сфере крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна не являются статистически значимыми для следующих компонентов: ходьба по узкой поверхности, прыжки, выносливость, гибкость, ловкость, меткость, ритмичность.

Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза о том, что направленная коррекционная работа способствует формированию навыков крупной моторики (ходьбы по узкой и наклонной поверхностям, ходьбы по ступеням, бега, прыжков, метания в цель, ловли предметов с различной траекторией полета), развитию двигательных способностей (увеличению быстроты, повышению выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей), подтвердилась частично. Достоверность данного утверждения подтверждена математико-статистической обработкой данных.

По нашему мнению, небольшие увеличения показателей прежде всего объясняются тем, что для получения существенных улучшений в двигательной сфере у старших дошкольников с синдромом Дауна требуется более длительное  коррекционное воздействие. Также, мы предполагаем, что коррекционная работа по развитию крупной моторики детей с синдромом Дауна, возможно, будет эффективнее в более раннем возрасте.

В соответствии с поставленной задачей нами были разработаны рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна по формированию крупной моторики.