Классификация бесконтактных электрических машин и их физическая структура, страница 9

Машины с внутризамкнутым потоком, как и машины с внешнезамкнутым пото­ком, имеют значительные потоки рассея­ния Фд: вокруг обмотки возбуждения Фов, между торцами сердечника якоря и ци­линдром ротора Фат, между соседними полюсами Фоп (см. рис. 3.14). Машины

характеризуются высоким коэффициентом рассеяния (Ад» 1,5...2). Это приводит к большим значениям параметра Ад, чем определя­ются крутой наклон внешних характеристик и малая перегрузоч­ная способность генератора (см, § 1.2). Кроме того, из-за конструк­тивной несимметрии северных и южных полюсов индукция под ними может существенно различаться (до 30...40%), что приводит к появлению постоянной составляющей в пространственной кривой распределения индукции, которая не участвует в наведении ЭДС якоря, но ухудшает использование магнитопровода! так же, как и в индукторных машинах (§ 3.4).

Бесконтактные СМ с внутризамкнутым потоком применяют в автономных энергоустановках. Консольные генераторы использу­ются в системах электроснабжения железнодорожных вагонов и имеют несколько лучшие (на 20 ...40%) массогабаритные показа­тели, чем генераторы с внешнезамкнутым потоком. Маховичные

генераторы применяются в автономных энергоустановках с порш­невыми приводными двигателями. Высокооборотные генераторы типа сексин могут применяться в маломощных системах электро­снабжения летательных аппаратов (при мощностях 3...10 кВ-А). Хотя их удельные массы на 15...30% больше, чем у идентичных контактных явнополюсных синхронных генераторов, они сущест­венно превосходят обычные генераторы по надежности и возмож­ным границам использования. Машины типа сексин применяются и в качестве бесконтактных двигателей. Удельная масса таких двигателей меньше, чем у бесконтактных двигателей с внешне-замкнутым потоком.

Торцовые БСМ. В торцовых БСМ когтеобразные полюсные вы­ступы ориентированы по^радиусу и отделены аксиальным зазо­ром от торцового якоря^Юдна из возможных конструкций торцо­вой БСМ приведена на рис. 3.16, а. Обмотка якоря 1 уложена в радиальные пазы на торцовой поверхности стального сердечни­ка 2 кольцевой формы, навитого из стальной ленты. Пазы фрезе­руются после навивки сердечника или штампуются одновременно с его навивкой. Вид на торцовый якорь по оси показан на рис. 3.16, б (зубцы заштрихованы). Кольцевая обмотка возбуждения 5 закреплена в корпусе 6, выполненном из магнитомягкой стали. На роторе имеется стальная втулка 7 с радиальными полюсными выступами 8, образующими внутреннюю звездочку. Между полю­сами 8 размещаются направленные внутрь полюсы 3 наружной звездочки, ограниченной стальным ободом 4. Наружная и внут­ренняя звездочки скреплены сварными вставками из немагнитной стали или заливкой немагнитным сплавом. Основной магнитный поток возбуждения, созданный обмоткой , замыкается следую­щим образом: корпус 6—дополнительный зазор б] между корпу­сом и ротором—втулка 7—полюсы 8—рабочий зазор 6— якорь—зазор 6—полюсы 3—дополнительный зазор 62 между ободом и корпусом—корпус 6. Таким образом, полюсы 3 и 8

приобретают противоположную магнитную полярность по отно­шению к якорю.

Лучшее использование потока и меньшие удельные массы име­ет торцовая двухпакетная БСМ (рис. 3.16, в), в которой вместо боковой части корпуса 6 размещен еще один якорь с соответст­вующей системой полюсов на роторе. Такая БСМ обладает сим­метрией относительно среднего сечения и меньшим числом допол­нительных зазоров.

При значительных мощностях (от не­скольких сотен до нескольких тысяч кило­вольт-ампер) может быть применена конст­рукция двухпакетной торцовой БСМ с внут­ренними якорями (рис. 3.17). Поток в ней создается двумя концентрическими обмот­ками возбуждения 1 и 5, между которыми находятся два якорных пакета с обмотка­ми 3 и 7 на наружных торцах. К этим тор­цам через аксиальные зазоры примыкают две полюсные системы 4 и 8, каждая из ко­торых состоит из внутренней и наружной звездочек, как и в БСМ на рис. 3.16. Наруж-

па^етная^Ж^у^ ный ^рпус 2, расположенный между полюс-ними якорями     ными системами ротора, и внутренняя втул­ка 6 выполнены из магнитомягкой стали.

Ход магнитных линий основного потока возбуждения Фв, охваты­вающих обе 0В с согласным направлением тока, показан на рис. 3.17.

Торцовые БСГ обладают существенными достоинствами. Во-первых, они имеют короткий жесткий ротор со сплошным наруж­ным стальным ободом и радиально-ориентированными полюсными выступами. Поэтому механическая прочность ротора—высокая, а когтеобразные выступы не испытывают изгибающих сил при вращении. Окружные скорости таких роторов могут достигать 300... 350 м/с, позволяя создавать компактные высокооборотные преобразователи энергии. Во-вторых, магнитные линии основного потока для торцовых БСМ имеют относительно небольшую длину. Поэтому их удельные массы примерно в 1,5...2 раза меньше, чем у БСМ с внешнезамкнутым потоком, и близки к удельным мас­сам контактных СМ. В-третьих, обмотки возбуждения торцовых БСМ имеют сравнительно небольшой объем и потери. В-четвер­тых, благодаря уплощенной конфигурации и возможности разме­стить обмотки на периферии машины торцовые БСМ имеют бла­гоприятные возможности для интенсивного охлаждения (в том числе за счет эффективной самовентиляции). Наконец, торцовые БСМ позволяют легко защищать обмотки от воздействия агрес­сивных сред с помощью плоских экранов, а не цилиндрических,

как в других машинах, что расширяет возможности их использо­вания в нестандартных условиях.

Недостатки торцовых БСМ связаны с возможным проявлением несбалансированных осевых сил магнитного тяжения (особенно в однопакетных конструкциях) и необходимостью применения во многих случаях радиально-упорных подшипников, с повышенным моментом инерции ротора, с усложненной технологией изготовле­ния торцового якоря, а также с неоднородным распределением магнитного поля по радиусу из-за несимметрии потоков рассеяния с наружной и внутренней цилиндрических поверхностей якоря^