Классификация бесконтактных электрических машин и их физическая структура, страница 12

Особенности дифференциального метода. Главное достоинство метода—простота и наглядность аналитического аппарата, глав­ный недостаток—приближенный характер расчетных показателей АМ и относительно узкая область использования, определяемая малыми скольжениями.

Дифференциальный метод эффективен при рассмотрении боль­шого числа вариантов АМ по заданным исходным данным, напри­мер, в процессе автоматизированного проектирования АМ или уста­новок на их основе. Благодаря простоте расчетных соотношений с помощью этого метода можно достаточно быстро наметить рацио­нальные варианты АМ, соответствующие техническому заданию,

а затем осуществить их подробный расчет с использованием тради­ционных методик, оперирующих с интегральными величинами. Диф­ференциальный метод может оказаться полезным при альтернатив­ном выборе различных типов двигателей для электропривода, а также при расчете АМ на предельные режимы работы (напри­мер, с предельными окружными скоростями ротора). Простые рас­четные выражения, свойственные дифференциальному методу, мо­гут изначально учитывать быстродействие АМ.

Ограниченность дифференциального метода вытекает из его фи­зической природы—описания основных процессов в активной зо­не АМ с помощью параметров среды и электромагнитного поля в данной точке пространства. Известно, что в любом электромагнит­ном устройстве (особенно в устройствах с существенными магнит­ными числами Рейнольдса, к которым относятся АМ) процессы в каждой точке активной зоны зависят от внешних факторов — струк­туры электрических цепей, формы и свойств магнитопроводов, маг­нитного рассеяния и др. Хотя дифференциальный подход в ряде случаев допускает приближенный учет подобных факторов, точ­ность метода ниже, чем в классической теории АМ, построенной на интегральных величинах, которые содержат информацию как об активной зоне, так и о внешних по отношению к ней элементах.

Основные достоинства дифференциальной теории АМ, связанные с простотой и наглядностью аналитических соотношений, проявля­ются в одномерной модели АМ, когда электромагнитные величины считаются зависящими только от времени и азимутальной коорди­наты вдоль зазора по гармоническому закону. При этом магнитная индукция в расчетном зазоре предполагается однокомпонентной (радиальной), т. е. в основном анализе учитывается только поток взаимной индукции между первичной и вторичной обмотками, а роль потоков рассеяния оценивается приближенно. Известно, что влияние полей рассеяния на характеристики АМ тем сильнее, чем больше скольжение з. Поэтому правомерность одномерной диффе­ренциальной модели обеспечивается при малых 5, что часто имеет место в режимах АМ, близких номинальному.

Построение двух- и трехмерных дифференциальных моделей АМ связано с большими трудностями и вряд ли имеет большой прак­тический смысл из-за сложности расчетных соотношений.

Локальное описание процессов в АМ. Рассмотрим активную зо­ну АМ, состоящую из обмотки статора с плотностью тока в провод­никах /I и линейной нагрузкой А\, а также из обмотки ротора с плотностью тока /а и линейной нагрузкой Ач. Под А\ и Ач понима­ется число ампер-витков статора и ротора, приходящихся на еди­ничную азимутальную длину активной зоны. Поскольку рабочий зазор б в АМ мал по сравнению с диаметром активной зоны и влияние кривизны на процессы в активной зоне несущественно, введем декартову систему координат, связанную со статором, в ко­торой ось х направлена вдоль зазора параллельно линейной ско-

'ГЛАВА 8.'

БЕСКОНТАКТНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ И МАГНИТНЫЕ МУФТЫ

§ 8.1. Общие положения

Для бесконтактной передачи механической энергии движения (в основном, вращения) широко применяются электромагнитные и магнитные муфты, обеспечивающие взаимодействие ведущего и ведомого звеньев механизмов посредством магнитного поля. Задачи, решаемые с помощью муфт, многообразны. Муфты позволяют осу­ществлять плавный пуск механизмов с повышенными пусковыми моментами (в ряде случаев превышающими пусковой момент при­водного устройства), стабилизацию частоты вращения ведомого звена при переменных скоростях привода, безударные динамиче­ские режимы взаимосвязанных механизмов с резкими ускорениями и торможениями, защиту приводов от механических перегрузок при аварийных режимах нагрузочного устройства (например, за­клинивании) и т. п. Особое значение имеют электромагнитные и особенно магнитные муфты в системах, где требуется передавать механическую энергию через герметичные экраны, например в ва­куумные полости, емкости с высоким давлением, камеры, заполнен­ные агрессивными средами (в химической промышленности, атом­ной энергетике, космической технике и т. п.). Применение в подоб­ных случаях прямой механической передачи через экран или стенку с помощью уплотнений связано с большими трудностями или во­обще невозможно.

Электромагнитные и магнитные муфты по принципу действия и конструкции подобны электрическим машинам, поскольку и в тех и в других протекают процессы взаимного преобразования меха­нической и электрической энергии. Особый интерес для автономной энергетики представляют бесконтактные муфты, в которых созда-

ние магнитной полюсной системы на взаимодействующих частях осуществляется бесконтактным путем. При этом, как правило, ис­пользуются те же конструктивные решения, что и в рассмотренных ранее БЭМ.

Во многих странах электромагнитные муфты (в том числе бес­контактные) выпускаются серийно, в СССР освоен выпуск опытных партий. Для многих технических задач муфты разрабатываются в виде единичных образцов, наиболее полно удовлетворяющих кон­кретным условиям работы и оптимальным режимам механизмов.

Среди многообразия электромагнитных и магнитных муфт вы­делим два основных класса муфт, применяемых в энергоустановках: