Классификация бесконтактных электрических машин и их физическая структура, страница 13

а) муфты скольжения одноименнополюсные (индукторные) и пере-меннополюсные (панцирные); б) синхронные муфты с обмотками возбуждения или постоянными магнитами. Существуют также муфты комбинированные (синхронно-асинхронные, со смешанным возбуждением от постоянных магнитов и обмоток подмагничива-ния), гистерезисные и др.

§ 8.2. Электромагнитные муфты скольжения

1   Принцип работы муфт скольжения основан на сочетании про­цессов, протекающих в асинхронных и синхронных бесконтактных машинах. Индуктор, соединяемый, например, с ведущим валом, имеет систему магнитных полюсов (как в синхронной машине), а якорь на ведомом валу содержит ферромагнитный электропрово­дящий элемент, по которому через рабочий зазор замыкается ос­новной магнитный поток. При вращении индуктора в якоре наводят­ся ЭДС и текут токи (как в асинхронной машине). Благодаря их взаимодействию с магнитным полем создается электромагнитная сила, увлекающая якорь вслед за индуктором. Развиваемый яко­рем момент зависит от регулируемой магнитной индукции, сколь­жения, определяемого разностью частот вращения индуктора и якоря, а также от свойств материалов и конструктивного исполне­ния муфты. Возможно соединение якоря с ведущим, а индуктора с ведомым валами. В любом случае для создания момента на вы­ходном валу необходимо различие скоростей якоря и индуктора, т. е. скольжение, как и в асинхронном двигателе, должно быть больше нуля, что и определяет название этого класса муфт.

Устройство муфт скольжения. Муфты скольжения бывают одно-именнополюсными (индукторными) и переменнополюсными (пан­цирными).

Схема индукторной муфты с внешним магнитопрово-дом приведена на рис. 8.1, а. Муфта содержит на неподвижном статоре стальной сердечник /, охватывающий кольцевую обмотку возбуждения 2, обтекаемую постоянным током. Собственно индук­тор состоит из двух магнитно изолированных стальных колец с по­люсными выступами 3, обращенными к массивному ферромагнит-

ному якорю 4. Статор, индуктор и якорь разделены воздушными зазорами. Создаваемый обмоткой 2 магнитный поток замыкается через индуктор и якорь (рис. 8.1, а), достигая максимального зна­чения в полюсных выступах индуктора и минимального значения в зоне между выступами подобно тому, как это реализуется в ма­шине, изображенной на рис. 3.18. В каждой точке рабочего зазора между индуктором и якорем магнитная индукция направлена в одну сторону, что и определяет принадлежность муфты к индук­торным машинам (см. § 3.4) и их название. Распределение магнит­ной индукции в якоре будет примерно таким же, как на рис. 3.25, б. При вращении ведущего вала с индуктором в якоре за счет измене­ния индукции от максимального до минимального значений наво­дятся токи и благодаря электромагнитным силам момент переда­ется на якорь и ведомый вал.

Рис. 8.1. Электромагнитные муфты скольжения индукторные (а, б) и панцирные (в, г)

На рис. 8.1,6 показана индукторная муфта с внутренним маг-нитопроводом, имеющая меньший объем обмотки возбуждения. Достоинство индукторных муфт—относительная конструктивная простота. Их недостатком, как и всех индукторных машин, является неполное использование магнитного потока, поскольку его постоян­ная составляющая загружает магнитную цепь, но не дает вклада в электромагнитный момент (см. § 3.4). Это приводит к ухудшению массогабаритных показателей индукторных муфт.

Схемы панцирных муфт приведены на рис. 8.1, в, г. Их индуктор идентичен роторам БЭМ с когтеобразными полюсами противоположной магнитной полярности (см. § 3.3). В отличие от индукторов на рис. 8.1, а, б, имеющих простые радиальные высту­пы, индуктор (рис. 8.1, в) содержит когтеобразные осевые выступы,

соединенные немагнитной сварной вставкой, которые идентичны выступам ротора на рис. 3.13. Линии индукции основного потока замыкаются, как показано на рис. 8.1, б, создавая в якоре 4 знако­переменное магнитное поле. При вращении индуктора от ведущего вала якорь будет вращаться в ту же сторону благодаря электро­магнитному взаимодействию, как в асинхронных машинах. На рис. 8.1, г приведена схема панцирной муфты, магнитная цепь кото­рой подобна цепи БЭМ с внутризамкнутым магнитным потоком (см. рис. 3.14). В данной конструкции обмотка вынесена за пределы полюсной системы и ее размеры не ограничиваются размерами полюсов, что обеспечивает реализацию оптимальных конструкций. Магнитный поток замыкается через систему радиальных и аксиаль­ных выступов на индукторе 3 и через якорь 4. Путь замыкания ос­новного потока определяется теми же соображениями, которые из­ложены в § 3.3 (см. рис. 3.14). Переменнополюсные панцирные муфты, обладая усложненной конструкцией индуктора, обеспечи­вают высокое использование магнитного потока и улучшенные мас-согабаритные показатели.

Торцовые конструкции муфт рациональны для пере­дачи момента вращения через плоскую стенку. Отличие одной из конструкцией торцовой муфты от генератора, изображенного на рис. 3.16,а, сводится к тому, что вместо обмотки ./ и пакета 2 ис­пользуется ферромагнитное кольцо с плоским торцом, обращенным к рабочему зазору, которое сопрягается с ведомым валом, в то время как втулка 7 насаживается на ведущий вал.

Во всех случаях бесконтактные муфты, как и многие бескон­тактные машины, помимо рабочих зазоров между индуктором и якорем имеют дополнительные зазоры между статором с обмоткой возбуждения и вращающимся индуктором. Это требует соответст­вующего увеличения МДС обмотки возбуждения.

Улучшенные динамические характеристики имеют муфты с разветвленными магнитными системами, содержащие несколько катушек в составе обмотки возбуждения (обычно две). При соглас­ном включении катушек система работает как муфта и передает момент вращения, при встречном включении потоки перераспреде­ляются так, что за счет вихревых токов в индукторе создается тор­мозной момент для ведущего вала. Принципиально можно реали­зовать магнитоэлектрические муфты скольжения, в которых рабочий магнитный поток создается постоянными магнитами, закрепляемы­ми непосредственно на индукторе. Однако регулировать такие муф­ты сложной Существуют муфты с комбинированным возбуждением от постоянных магнитов и подмагничивающих обмоток по типу ге­нераторов с комбинированным возбуждением (см. § 4.2, 4.3).