Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Смысл основного философского вопроса. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Философское учение о человеке, страница 4

Чтобы понять логику ( суть ), нужно знать историю, а чтобы изучать историю, нужно обладать логикой.

Начиная познание с абстрактного, начинаем с логики ( с результата ).

Философия- методология в познании, имеет дело с миром вообще, формируя универсальное познание.

Диалектика как теоретическая система.

1.  Понятие диалектики и системы.

Диалектика сформировалась в древности. Первоначально «диалектика»- искусство ведения спора, доказывания…

В более поздние времена « диалектика »- такой взгляд на мир, который учитывает универсальные связи, противоречивость.

Сегодня диалектика- учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде.

Диалектика- учение о том, как становятся тождественными противоположности.

Диалектика:

а) Объективная- диалектика самого реального мира, природы, без отношения к познавательному процессу.

б) Субъективная- отражение этого развития в природе, в форме понятий, законов, принципов, категорий и.т.д.

диалектика выстраивается в системном характере. Понятия диалектики все взаимосвязаны. Диалектику нужно знать либо глубоко и целиком, либо вообще не знать.

Противоположные понятия диалектики:

« Софистика »- все может обосновать. Этот прием связан:

каждая ситуация имеет свой довод, но не самый главный, а для нас- главный                      ( неблаговидный, непорядочный прием.).

« Эклектика »- соединение не соединяемого. Когда и важное и не важное соединяем вместе в роли главного.

Системность- длинная история. Древние- целое, гармония, архитектоника.

До 17века система- внутренне организованная целостность, состоящая из частей.

С Канта- что чем обусловлено? ( часть к целому, целое к части ).

18в.- а если система состоит из взаимоэлементов.

Что такое элемент?

Элементы- это узлы на пути исторического развития.

Маркс рассматривал систему с позиции материальности.

Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией, предполагающее, особый тип детерминации и являющаяся результатом развития. ( В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ).   

Теория систем ( общая )-  синергетика- особая область науки, она занимается не развивающимися системами, а функционирующими, изучает логико-методологический аппарат ( кибернетика ), описывает поведение тех или иных систем, изучает управленческие модели. Добавочный (приварочный) эффект – имеет система. Система – нечто большее, чем сумма ее частей (элементов).

Немотивированные преступления – несущественный повод (нужно копаться и найти эту мотивацию).

Общая характеристика структурных элементов диалектики.

Принцип – основополагающая, стратегическая, фундаментальная идея. Может быть несколько принципов. Быть принципиальным в мелочах не следует (а, и принципиально).

Закон и категории?

Закон – объективная связь, это связь необходимая, существенная, повторяющаяся и устойчивая.

Категория (понятие), но не любое понятие, а бывает разного масштаба:

-  понятие общенаучное (вещество)

-  универсальные понятия

категория – понятие широкого масштаба:

-  причина – следствие.

-  Необходимость – случайность.

-  Возможность – действительность .

Категории всегда ходят парами. Отсюда следует – они выступают накопителями обще человеческой культуры.

Форма и содержание отличаются от понимания их Аристотелем.

Билет №16. Принципы диалектики:

-  принцип всеобщей связи и развития.

Определение понятий:

Связь – это выражение зависимости – это такое отношение, когда изменение одного элемента влечет за собой изменение другого.

Отношение – совместная определенность предметов или явлений.

Масса луны в два раза меньше чем земли – за отношением улавливается связь.

Взаимодействие – обусловленность одного другим.

Типы связи:

-  актуальные  - есть сейчас.

-  Потенциальные или генетические и связи состояний.

-  Связь состояний – это и есть развитие.

Каждая категория может быть открыта  через другую: единичное и общее. Общее существует только через единичное. Многое оно же есть и единое, единое оно же есть и  многое. В сущности одного нет, одно всегда принадлежит какой то системе и несет отпечаток этой системы. Не один лист на дереве не повторяется. Единичного нет в очищенном виде. Общее как таковое в чистом виде может существовать только в голове. Отдельно общего и единичного – нет!

Общее и всеобщее одно и тоже?

Общее – признак, который объединяет присущее каждому  предмету.

Всеобщее – это субстанция (субстанция – и единая основа многообразного мира). Либо материя, либо дух.

Категории сущность и явление.

Все вещи имеют 2 стороны:

-  феноменолистскую (явление)

-  эссенционалистскую (сущность).

Сущность  - это внутренняя, скрытая, устойчивая сторона, или предмета, или процесса. Определяет его природу.      

      Явление- внешнее подвижное, наблюдаемые и изменчивые характеристики предмета.

Явление обнаружение сущности. Любое явление существенно.

Сущность является:

У вещи одна и не одна сущность( смотря в какой масштаб мы ее помещаем).

Зная что такое сущность, по другому будем подходить к явлению.

В мире все связано: все во всем.

Второй принцип системности.

Хаос- противоположен понятию космос. Нет области где нет системности. Элемент- компоненты в данной системе.

Структура- способ связи элементов системы.

Редукционизм ( Редукция- сведение ), любую сложную систему до минимума (элементов)- порочная связь.

 Важна часть, а не целое ( Авантюризм ) целое все, части ничто ( часть все, целое ничто ).

Целое предшествует части ( часть предшествует целому ).

Антиномия- два суждения противоположных но они одинаково верны. Часть и целое- антиномичны:

-  целое – сумма частей.

-  Целое больше суммы частей.

Холизма- в качестве главного берется целое. Тоталитаризм на ней основан.

Конкретность понятие системы и структуры придя к конкретным категориям.

Содержание- все стороны системы ( существенные ). Не сущностные, связи  и т.д.

Форма- организация элементов системы, причем форма важна: внутренняя и внешняя.

Форма и содержание  ходят вместе ( определенная форма требует определенного содержания ).

Третий принцип детерминизма. Обусловлены ли явления в мире.

Принцип  индетерминизма- отсутствие такой обусловленности ( Экзистанциолизм ).

У любого человека- волевое начало. Воля- способность начинать ряд событий. Человек- вопреки обстоятельствам.