Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Смысл основного философского вопроса. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Философское учение о человеке, страница 2

Время- это самостоятельная длительность.               Существуют с сознанием человека.

  б) Релятивистский.

Пространство и время неразрывно связано с материей и движением.

Всеобщие свойства пространства и времени:

1)  объективность.

2)  Связаны с материей и движением.

3)  Пространство и время противоречивы или парадоксальны. Они абсолютны и относительны, и прерывисты и непрерывны. Пространство и время в смысле всеохватности- абсолютны, а с другой стороны относительны, так как не существуют в чистом виде.

Специфические свойства.

Пространство:

1)  обладает протяженностью, зависит от структурности материи

2)  .Трехмерность. Любой сложный объект можно исчислить ( длина, высота, ширина ).    

Время:

1)  обладает длительностью. Связано с законом превращения и сохранения энергии.

2)  Однонаправленность и необратимость.

Билет №24 Отражение. Сознание.

Отражение- свойство атрибутивное.

Сознание- свойство не атрибутивное.

Отражение- всеобщее свойство материи, заключающееся в способности материи систематизироваться, воспроизводить структуру других материальных объектов.

Свойства отражения:

1)  всегда есть подобие отражаемого.

2)  Вторичность- чтобы появилась копия, должен быть оригинал.

3)  Всегда преобразованное явление.

Сознание- разновидность отражения. Отражение на уровне сознания называется идеальным.

Идеальное и идеал- разные понятия.

Идеал- это предельное совершенство, которое человек никогда не достигает, а если достигает, то это нечто противоположное. Идеал человеку нужен, чтобы на что то ориентироваться.

Идеальность противоположна материальности.

История появления.

В природе существуют разные вещества, соединения: углерод, вода. Сложнейшие химические соединения, т.е путем длительной эволюции отражательных процессов появилось сознание.

Сознание- свойственная только человеку и связанная с речью философия мозга, которая заключается в обобщенном отражении действительности.

Язык- музыкальный, танца.

Речь предполагает понятийную форму. Она свойственна только человеку.

Сознание имеет общественную природу, оно может сформироваться только в обществе.

Животное рождается животным, а человек человеком должен стать. Сознание напрямую изучать невозможно, его как такового нет. К изучению следует подходить окольным путем.

Сознание функционирует как общественное сознание. Человек может мыслить, а мозг нет. Носителями сознания являются отдельные люди. Общественное сознание похоже на океан Соляриса, который управляет человеком.

Общественное сознание- снятое авторство отдельных людей, которые сами подчинены ему. Имеет сложную структуру, подразделяется на теоретическое и обыденное                       ( практическое ). Теоретический уровень- на уровне теоретического осмысления опыта. Общественное сознание различается по глубине, теоретическое сознание более глубокое.

Общественная идеология и общественная психология.

Общественная идеология различается по групповым интересам. Идеология рабочих крестьян, студентов и пр.

Общественная психология- важный элемент политики.

Есть структурные элементы: формы общественного сознания не более 7.

-  философия.

-  Правосознание- это отражение с точки зрения соответствия и несоответствие действительности.

-  Политическое сознание.

-  Эстетическое сознание.

-  Религиозное сознание.

-  Нравственное сознание.

-  Научное сознание.

Человеческая психика- окрашена в сознании: ощущениями, эмоциями, абстрактным мышлением, волей, интуицией, подсознательным и бессознательным.

Человек может поступить, благодаря, и вопреки обстоятельствам. ( воля ), а животное не может, « оно плывет по течению ».

Фрейд считал, что поведение зависит от биологических импульсов явления.

Билет №25 Познание.

1. Понятие.

2. Проблема познаваемости мира, подходы, проблемы субъекта и объекта.

3. Основные положения теории истины.

4. Структура познавательного процесса.

5. Многообразие форм знания.

6. Научное знание.  

1.Знание- это содержание сознания.

Знание- способность действовать в согласии с предметом.

Знание- это продукт общественно-исторической деятельности людей, предполагает способность выделить себя из окружающего мира, противопоставить себя этому миру, выразить к нему свое отношение.

Знание по своему содержанию, объективно.

Понимание.

Есть знания которые понимать не надо.

Понимание- выход за пределы наличного знания, предполагает погружение в сложный контекст. Зависит от того, насколько обладаешь побочным знанием.

Гносеология- раздел философии изучает познание.

Эпистомология- учение о научном.

2.Проблема познаваемости мира волновала людей издавна.

Два подхода:

-  материалистический- из принципа отражения.

-  Идеалистический- из принципа тождества.

Мир и знание- одно. В основе мира- абсолютная идея. Дух- природа- человеческий разум ( познает дух ).

Идеализм не отрицал познание.

Промежуточная линия.

Агностицизм- адекватно ли отражен мир.

Скептик- сомневается в чем угодно.

Агностик- может ли человек адекватно познавать мир. Люди, которые зафиксировали противоречивую природу- стимулировали людей к пониманию вопроса.

Проблемы субъекта и объекта.

Субъект- проявляет активность.

Объект- не проявляет активность.

Сначала- природа.

Субъект- человек, который осознает природу.

Почему в голове у человека возникают такие сложные образы, конструкции, которых нет в природе?

В середине 19 века. Между объектом и субъектом появилось промежуточное звено- практика человечества.

Объект- это не вся природа, а лишь та часть, которая вовлекается в практику.

Субъект- человек практически действующий.

Практика- материальная, целенаправленная деятельность человека по преобразованию человеческого общества.

Почему разделяют практику и познание? ( виды деятельности ).

Активность животных не преобразует, природу и ее не называют деятельностью.

Активность человека- деятельность.

Деятельность человека универсальна, связана с целеполаганием и сознанием.

Роль практики в познании в 3 моментах:

-  практика- основа познания.

-  Цель познания конечна, ближайшая цель- истина.

-   Критерий истины ( мерило ).

основные положения теории истины.

Истина- нужно говорить « истинность », но это не означает, что люди к истине никакого отношения не имеют, не стремятся.