Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Смысл основного философского вопроса. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Философское учение о человеке, страница 3

Истина- то что есть на самом деле.

Истина (Аристотель)- не потому ты бел, что мы так считаем, а потому что ты бел.

Истина- знание соответствующее действительности, в ней есть как объективные, так и субъективные начала. Знание существует в голове, а это субъективность. Истина одновременно и абсолютна и относительна.

Абсолютная- в смысле полноты знания, может быть понято как знание не опровергнутое практикой.

Относительная- знания которые уточняются и дополняются.

Истина всегда конкретна- если вы претендуете на истинность знания, то должны уточнить- в каких случаях и каких обстоятельствах.

Истина и правда.

Правда- видение вещей сквозь призму собственного опыта, через наши знания, а истина- одна на всех.

Ошибка и заблуждение.

Ошибка- нарушение уже известного правила.

Заблуждение- его нельзя исключить из истины. Искаженное представление о действительности, адекватно-поверхностное свойство. Возникает по причине постоянного развития- первоначальные представления кажутся ошибочными.

Критерии истины.

Критерий- мерило.

Практика- критерий истины.

структура и динамика познавательного процесса.

Сенсус- материалисты (Демокрит).

Чувственное познание- включает ощущение, чувственный образ отдельного свойства предмета   (цвет).

Восприятие- целостный чувственный образ всего предмета целиком.

Представление- воспроизведение в памяти образа предмета, который мы знаем.

Чувства дают многое, но не могут дать обобщенного знания.

Рациональное познание ( разум )- наиболее полно выражен в мышлении- процесс обобщения и опосредованного отражения действительности, который осуществлялся в ходе исторической практики.

Три формы:

Понятие-  форма мышления, отражающая общие закономерные связи и существенные стороны и признаки явления.

Содержание- форма мышления отражающая вещи и процессы действительности из связи понятий; любые предложения.

Умозаключение- форма мышления, при которой из одного знания выводится другое.

Отстаивали идеалисты и рационалисты.

Разум и рассудок- разные, противоположные понятия.

Разум (Гегель)- высшее соединение знаний о предмете и о самом себе.

Рассудок- мышление, которое рождает конечное определенность и в них движение.

Разум подвижен, творческая сторона, стремиться заглянуть за грань известного, а рассудок или здравый смысл- в пределах известного. Существует безумие.

Уровни:

Теоретический- знание выводное, составное внутренних связей.

Эмпирический (от греч. «Эмпирио»  - опыт)- составное внешних связей.

множество способов постижения мира могут быть сведены к двум:

-  Материально- практический.

-  Духовный.

 Познавательные формы:

-  По средствам практики ( верование, приметы, традиции, предвидение…)

-  Игра ( присуща не только маленьким детям ).

Теория относительности в сравнении с детской игрой просто детская игра.

-  Мифологическое познание ( миф- знание синкретическое, нерасчлененное ).

Миф существует и сегодня ( спросите у народа и он вам скажет как правильно ).

Миф- форма существования массового сознания.

Художественная форма познания ( образная форма- соединяет в себе нечто от науки и нечто от реальности.), образ обобщаем. Познание специфическое- апелляция чувства.

- Религиозная форма ( обусловлено особым эмоциональным отношением, к господствующими над людьми земными силами приобретающие формы неземных.

-  Научное знание:

До научное и вне научное.

До научное- которое существовало до науки ( к 16- нач. 17 века ).

Вне научное- паранаука ( около наука ( алхимия ) )- использует научные термины, но ничего общего с наукой не имеет. ( магия, астрономия ).

Антинаука ( Анскурантизм )- враждебное отношение к науке.

Лженаука- отвержение науки.

Наука- специфическая сфера деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом человеке и о его познаниях. Высоко специализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования знания, достижения оптимальности. Наука стремиться обнаружить объективные законы, стремиться уловить общее и существенное в вещах.

Цель- объективная истина. Системность и не противоречивость. Науке не свойственна противоречивость. Предполагает строгую доказательность, либо опровержимость.

Формы науки.

-  Проблема.

-  Гипотеза. ( преграда, трудность; знание о незнании ).

-  Теория.

Следует проблему отличать от псевдопроблемы ( что возникло раньше курица или яйцо). Неразрешимых проблем нет.

Гипотеза- предположение, основанное на фактах, доводах, свидетельствах.

Теория- ( рассмотрение, исследование )- наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об объекте, его связях и закономерностях.

Функции теории .

-  синтетическая- объединение отдельных, достоверных знаний в целостную систему.

-  Объяснительная- выявление причин явления.

-  Методологическая- на базе теории формируется отдельные приемы и методы исследовательская деятельности.

-  Предсказательная- может предвидеть будущее состояние того или иного предмета.

-  Практическая-  конечная цель теории воплотиться в практику.

Методы науки:

1)  Метод ( путь к чему либо )- совокупность приемов, способов, операция, применяемой в любой сфере деятельности.

-  Частно- научные ( только в определенной науке ).

-  общенаучные ( анализ, синтез…)

-  философские ( распространяются на любую область ):

а) Эмпирические  ( наблюдение )

б) Теоретические.

Наблюдение- целенаправленное систематическое восприятие объекта, дающее материал.

Эксперимент ( опыт, проба )- исследователь активно воздействует на объект, создавая искусственные условия для выявления свойств.

Сравнение- сопоставление объекта, с целью обнаружения различия.

Идеализация- вид абстрогирования, цель в мысленном конструировании объекта.

Формализация- изучение объекта с наименованием знаковых систем.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического.

Обычно люди считают, что жизнь идет от конкретного к абстрактному, а на самом деле не так.

Абстрактное ( лат. Изъятое ).

Конкретное- сращенное- синтез многих определений, или единство в многообразии.

О конкретном можно говорить с точки зрения чувственного восприятия, но это не теоретическое ( неполное, неточное ). Чтобы преодолеть дорогу от абстрактного к конкретному, необходимо соотнести историческое и логическое.