Предмет философии и её основные функции. Античная философия, её специфика, особенности и ценность. Марксистское понимание общества и истории. Общество как естественно-исторический процесс, страница 3

3. Смысл осн. ? фил-ии.

Осн.? фил-ии есть? об отнош. сознания и мат-ии. Вмире нет ничего кроме мат-го и идеал-ого, и решен ?. о первородности одного из них необх-го для последоват-го правильного освещ-я др. пробл. ф-ии и отнош-я всех фил-ов либо к мат-ам или к идеал-ам. Многие зар. Фил-фы отриц. осн. ?фил-ии считают его надуманным. Однако этот ? имеет больш.знач.К тому же невозможно игнор-ать против-ть идеал-ого мат-ому.Идеализм-приоритет соз-ия по отн. к мат-ии.Гносеол-ие причины возн. идел-ма.Такой причиной явл. то, что чел-к способен абсолют-ать 1 из черт противор. процесса познания. Абсол-ция роли ощущений в позн-ых актах м. привести к субъект-му идеал-му, когда кажд.предмет рассматр. как сов-ть ощущений, как продолж-ие индивид.созн-ия. Объект-ый  идеализм – есть следствие абсолют-ии актив-сти созн. и роли понятий в струк-ре познав. деят-ти, забвение их опытного происх-ия. Соц корни фил-ого идеал-ма заключ-ся в следующем. Если в прош. века гл. соц причиной возн-ия идеал-ма было стремление господ. классов и церкви предотвр-ть овободить движение низших классов, то ныне его распространению спосо-ют такие условия общ жизни, при кот. гипертраф-ся роль идей в общ развитии взращивается утопизм. Истор. ф-мы идеал-ма:1 объектив ид-зм относит миротворчес. мощь созн к созн сверхчел-му надлич-му трансцедентальному.2.S ид-зм относит эту мощь к созн. личн-му индивид-му лишь оно признается безусл-ой реальн-ю, тогда как весь эмпирический мир оказыв. закл. В созн S и без него не сущ-ет. Общее в объек.S-ом ид-ме: исходят из приоритета дух начала.

34.Мат производство. Стр-ра и роль в развитии общ-ва. Без постоянного процесса производства общ-во не могло бы существовать, а тем более развиваться. В этомпроцессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа.Общ-е производство имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Производ-е отнош-я- отношения в кот. люди вступают по поводу производства и в сфере производства (отношения собственности, обмена, распределения потребления).Эти отношения существуют объективно. Пр-во- процесс труда по созданию мат благ. Мат. пр-во- процесс трудовой деятельности людей, кот с помощью соответствующих средств осущ-ют преобразование природы с целью создания мат благ, направленных на удовлетворение чел-х потребностей. Потребности- выражают зависимость условий существования и выступают побудительной силой определённым образом направленной жизненной активности, выражает субъективный запрос к объективной реальности.  Одних потребностей мало необходима цель и средства. Процесс производства всегда носит общественный характер: пр-во обособленного индивида бессмысленно. Способ пр-ва   произвд-е силы + производ-е отношения. Люди осущ-е процесс производства, выступают S труда. Пр-е силы- люди обладают определёнными знаниями. Средства пр-ва средства труда + предмет труда. Они не соответствуют в 100% размере производ. отношениям. Производ-е отношения тяготеют к статике, обеспеч устойчивость. Пр-е отнош-я = базис т.е. выступают базой для ещё одной гр отношений- надстроечных. Стр-ра базис-это и есть стр-ра производ-х отношений. Надстройка- совокупность идей, представлений, заблуждений, иллюзий+..-вся духовная сфера- это реальные отношения в соответствии с опред идеалами(организации, учреждения, кот эти идеи формируют). Источник любого развития  противоречие

35. Общ-во как естественно-исторический процесс(диалектика природного и социального, объективного и S-ого, стихийного и сознательного). Каждое новоепоколение людей, вступая в жизнь, не начинают историю заново, а продолжает то,что сделано их предшественниками. Следоват-но, деят-сть людей в определённой мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обуславливающими в основном характер и способ их деятельности, направление и формы их соц активности. К этим усл-м относятся: совокупность мат-технич-х реалий т.е. орудия и средства труда, различные предметы, навыки общ-го пр-ва, опред-е традиции, обычаи и т.д., опред-ый уровень развития пр-ва и общ-х отношений. Объективный фактор- это прежде всего труд, пр-во и формы общ-х отношений, в значит мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деят-сти людей. Новое поколение реализует собственные потребности и интересы, осущ свои цели. S фактор   разнообразная деят-сть людей, их живой труд. Он раскрывает деят-сть S истории (массы, соц группы, отдельные люди). Содержание S фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил в истории. S фактор явл-ся самостоятельным, имеет продуктивно-активную силу воздействия на ход истории. Ядро S фактора- чел-к. Sфактор очень динамичен, подвижен, подвержен различным колебаниям. Он может служить мощным фактором как созидания, так и разрушения, как ускорением общ-го развития, так и его тормозом. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно, преследуя определённые цели и так или иначе предвидя последствия своих действий. Дело делается сознательно. Но далеко не все его результаты совпадают с предвиденным. В этом случае говорят о стихийности историч процесса. Гегель отмечал, что во всемирной истории благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты по сравнению с теми, к кот они стремятся. Люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, однако благодаря этому объективно осущ-ся ещё ир нечто такое, что скрыто содержится в интересах и действиях, но не осознаётся ими, не входит в их намерения. По Смиту каждый чел-к стремится удовлетворить свои интересы, достичь своих целей; обычно он не думает при этом об общ-ой пользе и не сознаёт, насколько содействует ей.  Невидимая рука -это стихийное действие объективных законов жизни общ-ва.  Для стихийности истор развития хар-но то, что люди не сознают объективно складывающихся общ-х последствий своей деят-сти. Сознат-я деят-сть кот строится на соответствии индивид целей учавствующих в ней людей общим целям всех членов соц группы или общ-ва.