Предмет философии и её основные функции. Античная философия, её специфика, особенности и ценность. Марксистское понимание общества и истории. Общество как естественно-исторический процесс

Страницы работы

Содержание работы

1. Предмет философии и её основные функции. Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Философия- спекулятивная область. Спекулятиус  ( лат.) – спекуляция- приращение без обращения к опыту. Философия обращается к сути. « Зри в корень »- Прутков. Критика- расчищение пути к истине. Образование- когда все выученное забывается, остается культура мышления. У философии предмета нет, в отличии от других наук. Философия занимает межпредметное пространство, поэтому в обычном локализованном смысле у философии предмета нет. Философия- учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. К философии относятся законы, которые объединяют все области. Мировоззрение- совокупный взгляд на мир и человека в этом мире. Структура: знание, нравственность, вера. Кант: Что я могу знать? ( знание ). Что я должен знать? ( нравственность ). На что я могу надеяться? ( вера ). Эти три вопроса сводятся к человеку (интегрируются в человеке). О мировоззрении можно говорить лишь применительно к одному человеку. Философия и мировоззрение совпадают. Однако мировозренческие аспекты есть и в других науках. Философия- это особая область знания, которая отвечает стандартам науки, но наукой в широком смысле не считается. Если философия объявляет себя наукой – она объявляет себя нормой. Но задача философии формировать культуру сомнения, критичности (т.е. очищение смысла). Но и философия не антинаука. Проблемы философии тоже особые т.к. эти проблемы вечные (что есть истина, что есть человек -?, но это не значит, что решить эти вопросы не возможно, они решаются соответствующей эпохе. Философия- это любовь к мудрости. Наука исходит из доказательства, а философия недоказуема. По структуре наука и философия похожи ( понятия, законы, по функции.) Древняя фил-ся включ в себя вопр, кот. теперь отнес. к вопр. ест. наук(гнос-ия, онтол-ия). F фил-сии:1.Мировозренческая – способность фил-и формировать мировоз-е чел-ка, составлять его ядро и определять тип.      2. методологическая – вооружает чел-ка совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. Методология – это     сов-ть принципов и др-х общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. 3. прогностическая – формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, чел-ка и мира. 4. Критическая функция – наличия сомнения по отношения к существующему знанию,  социокультурным ценностям. Положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании, конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. 5.аксиологическая функция – (от греч. Axios – ценный) – содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей ( очень важна в переходный период общест-го развития – что оставить, а что взять). 6. Социал-ная ф-ия – призвана выполнять двуединую задачу: объяснять соц-ное бытие и способ-вать его матер-ому и дух-ому изм-нию. Помочь осознать и сформул-вать коллек-ные цели и направить усилия на орган-цию коллект-ных действий по их достижению. Фил-я д.б. адресована каждому чел-ку.      7. гуманитарная – фил-я должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она осуществляет интеллектуальную терапию, особенно важна в периоды нестабильности общества. В целом же все функции фил-ии диалектически взаимосвязаны.         

 4. античная философия, её специфика, особенности и ценность.

зарожд-ие фил-сии. Стихийность мат-ма – мат-ие полож-ия облекались в идеал- ие.прокладывался путь от миф-ого к естес. Объяснению природы(фалес- все произ-ло из воды,анаксимен- в воздухе). Из-за слияния миф-гии и фил-сии не было четкого против-ия мат-ма и идеал-ма, однако стимул был, выраж-ый в становлении антич. диал-ки(Гераклит- все изменяется,все связано,м ир никем не соз-ан, он был всегда).элеаты утв-ли что идеал.мир- это мир покоя т.е. зачатки метаф-ки.Усиление мат. и идеал. тенденций. Мат – атомич. строение материи.( демокрит), Атомы и пус-та- это все что есть.Лукреций- всел-ная бесконечна, а входящие в нее миры врем-ны.-однако все признавали богов. Идеал-зм(Платон- мир идей-бытие, а мат-ное- это между Б.и неБ., идея души-узницы,) Объек-ый идеал-зм соед. С диалек-им методом фил. рассужд.Для фил-сии прир-ды хар-на числовая симв-ка.Аристотель делал попытки прим-ия мат-ма и идеал-ма.Мат- ия пассивна, она сод. в себе возм-ть возн-ия вещей для этого нужно придать мат-ии форму.Ф- идеал-ый образ, а глина-это мат-ия. Основной двиг-тель мира- бог. Позже оторвал форму от мат-ии, превратив ее в самост-ую субстанцию. Единич. вещи-изм-вы,а их форма нет – в этом утвер-нии  диал-ка и метаф-ка слились. А-ль разработал клас-цию форм и спос-ов мышления.Антич. фил-ия сод.-ла в себе прототипы миров-ний,  разраб-ых в послед-ие века.                     

12проб-ма Б. в фил-сии.

Быт- реальное, материальное существование. Сформулирована проблема в 5-4 в.в до н.э.  Парменит ввел это понятие. В древней Греции сложилась очень опасная и сложная ситуация. Боги определили и гарантируют жизнь людей. Люди свято в это верили. С течением времени все стало расшатываться, утрачивалась вера в богов, люди стали дерзки, вольны отсюда следовало что человечеству грозит исчезновение. Парменит осмыслил, что богов нет, но в мире существует очень многое, единая связь необходимость и мир. И мир развалится не может. Это и есть бытие ( абсолют, необходимость ). Существует один бог. В средневековье религия. В 15-16 в.в н.э возникновение науки.( эпоха возрождения- переход, этап к научному знанию ). Постепенный сдвиг представления о том что гарантом  является не бог, а человеческий разум. К 18-19 в.в. изменяется воззрение на мир и разуму перестают верить. Люди начинают уверовать в свое бренное тело. Форм бытия несколько: а) материальное. б) общественное ( экономика, искусство ). в) духовное. Б.- это (в шир. смысле)всеохват-щая реальность, общее понятие о сущ-нии и сущем вообще.Б- все то.что сущ-ет: объед-ет мат-ное и идеал-ное.Проблема Б. предст-ет фундаментальную мировоз-кую и методол-ую проблему, т.к. вокруг него веками идет борьба между мировоз-ем и религией(Б. или неБ. Бога и т.д).классиф-овать и описать все известные виды и разнов-ти физ. Хим. И т.д форм реальности-задача огромной метод-ой важности.Катег-ия Б. одна из самых древних фил. категорий. Все учения сод-ли ее в кач-ве основной, но оно по разному толковалось ( нечто перв-ое или что-то отражающее иную быт. сущ-сть, недоступную восприятию). Антитезой Б.- нечто, явл. ничто.Все конкр-ые формы Б. возник. из неБ. и становятся бытием, исчезая становятся неБ. Возник. одной формы Б есть рез-тат перехода 1 формы Б. в другую.НеБ.- понятие относ-ое, в абсолютном смысле его нет.Эти кат-рии Гегель наполнял диалект-им содерж-ием, связаным с идеей развития. Начинал построение своей фил-ой системы с беднейшего понятия чистого Б., потому что чист. Б настолько бедно, что не отлич. От неБ. Чист. Б. связано с началом, а начало с наличием возможности, кот. сама по себе явл. силой, свернутым Б.В зародыше соед-ны Б. и неБ, вслед-вии чего идет переход от ничто к нечто. Т.об.ясно, что нет абс. ничто, ибо это исходная форма проявления нечто. Все формы Б. имеют своим предельным основанием  материю.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
72 Kb
Скачали:
0