Предмет философии и её основные функции. Античная философия, её специфика, особенности и ценность. Марксистское понимание общества и истории. Общество как естественно-исторический процесс, страница 2

10.Марксис. понимание общества и истории.

Анализируя историю чел-ва, Маркс выделил неск. Общ. формаций.т.к. основным уровнем явл. производство жизни, то форм-ции опред-ся по типу орган-ции мат. произ-ва: первоб-ый, рабовл-ий, феод.крепост.капитал-ий.Мат. произ-во определяет классы. Тип соб-ти создает соц. структуру отнош-ий между разными группами людей- гражд. общ-во, эта структура упр-тся отчужд. от нее силой- гос-вом,отображается в обычаях и законах.Причиной общ.развития явл. сами люди.Обеспечивая свои потребности они удовл-ют пот-сти остальных.Люди постоянно нах-ся в разл. формах общения, изм-я их по потребностям. Изм-ние условий жизни приводит к самоизменению.Сам-ие людей в ходе истории явл. основой теор-ого решения Марксом проблемы чел-ка и его освоб-ния. Во всем мног-зии людей их можно объед:1)по принадл-ти к соц. типу разделения труда(наиб. глуб.явл форма разд. труда на умст. и физ.). разд. труда-нал. обмена рез-ми труда и возн-ием част. собст-ти.,2)по принад-ти к классу- разд-ие по налич. или отсут-ию им-ва., это усред-ет, типиз-ет людей и их отнош.,3)по подчинен-ти нац.культ. условиям. Вместо прежней абстр-ой конст-ции ЧЕЛ-КА у Маркса склад. конкретное знание о сущ-их и живщих ранее людях. Осн. ?: в чем д.б. свобода для таких людей, как ее добиться. Разработкой этих ? и занимался в последующем Маркс.

2 фил-ия в системе культ-ы.

Фил-я – аккумулятор культуры, накопитель знаний. Человек всегда сталкивается с частичностью. Но чтобы понять более общие проблемы, человеку необходимо изучать философию. Юристу философия необходимо, т.к. право есть часть культуры общества. Человек приходя в вуз, пытается получить культурное мышление «т.е. творческое, нестандартное, человек способный выходить за рамки предписаний». Искусство и философия – две сферы культуры, которые помогут сформировать культурное мышление. Философия – неободимое условие подготовки грамотного специалиста. Ориентирование в объёме понятий – отличает образцового человека от простого. Философия-  это область спекулятивная она даёт приращение знаний без обращения к опыту, поэтому философия для юриста – не дополнительная дисциплина, а необходимость. Большинство дисциплин мы усваиваем по результату, философию же понять и заучить по результату не возможно. Выученные трафареты невозможно применять во всех ситуациях – это введёт в заблуждение. Фил-ия многогранна, сужение ее предмета(фил-ия – наука) очень негативна.В реалии фил-ия обращена ко всему многооб-ию общ-ист-ого опыта.Система Гегеля включала фил-ию прир-ды,ист-ии и т.д.Структура той системы отражает проблем-ку фил-го мироуяснения вообще(вид ромашки).Лепестки- области разных сфер куль-ры., позволяет добавлять новые разделы.Ист-мат. подход дал возмож-ть понять фил-ию как слож-е явление с учетом всей системы связей, в кот. она проявляет себя в дух. жизни  общ-ва. Рассм-ие фил-ии как культ.истор.явл-е позволяет охватить весь комплекс проблем,f. Общ. жизнь при культ. Рассмотр-и предстает как единый процесс связанный с форм-ем, функ-ем, хранением культ.ист. ценностей, с устран-ем устарев-го и становл-ем новогых форм опыта.Метод истор. исслед-ий играет сущ. роль при разработке теорий соц. явлений. Маркс- фил-ия базир-ся на осмыслении чел-ой истории, выявление закон-тей истории. Философ, в отл. от историка, явл. теоретиком, обобщающим ист. Материал и форм-щий на его основе фил. теоретич. миропонимание.Фил-ия явл. вторичной, т.к. появилась уже после формир-ия культ-ры. Способ мышления фил-ии обращенный ко всему полю культуры назв. Критически- рефлексивным.   

19.Диал-ка кол. и кач. изм. Гегель увидел в изм., не любопытные случаи, а всеобщую законом-ть, т.е. з-н перехода кол. изм. в кач. мир - множ-во предметов явл. и процессов, наделенных разл. свойствами (сущ-ые, несущ-ые, специф-ие и неспециф-ие)свойство можно приобретать и утр, но есть неотьемл св-ва-атрибуты, предмет не мыслим без хар-ик пространства, темп-ры, дв-ия. Качество- тот интервал в котором данная вещь существует. Граница, отличающая одну вещь от других- определенность, совпадающая с бытием вещи.(устойч сов-ть св-в предмета хар-их и отл. от др. предметов).  Количество-  оно не определяет границы, определенности, не тождественности вещи (хар-ка явл предм-ов процессов по степени важности или интенсивности присущих им св-в, выраж. в числах и величинах). Вещь- единица существующего, или все то, что может обладать какими то свойствами, или все то, что может находиться в отношении с другими вещами. Единство кол-ва кач-ва отражают понятие мера-это интервал кол-ных хар-тик, в рамках кот. может существовать данное кач-во, не превращаясь в другое. кач-во и кол-во в рамках опред. меры составл. опред. целое. Кол-ые изм. обьекта на опред. этапе приводят к кач. изм-я. Переход кол-ва в кач-во происх. в форме скачка-перех. кол-ых изм. в кач. или перех.1кач. сост в др. т.е сначала сущ. постепенное кол-ое накопление до границы меры, затем происх. скачок и возн. новое кач-во. По форме скачки могут быть1)ск-ок взрыв- когда изм. вся система2)ск-ок постеп.-когда поочередно изм. отдельные части системы.

20. Понятие диал-го отрицания. Обьект. логика развития.

Разв.не возм.без отриц. Сущ 2типа отриц.:деструктивное- отсутствие,т.е.отриц всего предыдущего, т.е. отс-ие приемст-и с пред-щим этапом разв, т.е.разруш. пред-щего. При таком отриц. прекращ. всякое разв-я сист-ы,  прекращ. сущ-ть, т.е. уничтожается(разбитая чашка).Конструктивное отриц - самоотрицание

т.е. когда система сод-жит в себе свое собств. отриц, это отриц. обеспеч. преемс-ть с предыдущ. этапом развития. По напр. разв.: прогр. и регрес. Прогр: 1)отриц-трансформ; 2)отриц-снятия; 3)отриц-синтез. Регр. вкл только 1)и2)отриц. Для отн-ия транс-ии хар-но такое изм. системы, при кот. кач-ые признаки сист. остаются(переход от барщины к натур, а затем ден. оброку, по сущ-ву его статус не изм. В отн-ии к помещ., сохр. внеэконом. принужд. к труду). Для отн. снятия - хар-но преобраз. кач. основ системы, т.е. перех. от 1кач-ва к др. Струк-ра этого отриц. вкл. в себя след. процессы1) устран. старого 2)преобраз 3)частич. его сохр 4)созд. нового (переход от первоб-ой общ-ой к частн. собс., т.е. посредством от-ния - снятия общ-ой соб-ти произошел переход к част. собств). Для отн. синтеза-хар-но соединен. отн-ия трансф. и снятия. Отн-ие-синтез перераб-ет все +в предыд. разв. и придает разв. мат-ной сист. орган-ть. З-н отриц. хар-ет толко прогрессив. направ-е развития мат-ых систем. Двойное отрицание- ( смена поколений родители и дети ), каждый фрагмент действительности отрицал его и в последующем его отрицает. Отрицание изображается в виде спирали, каждый виток спирали повторяет все предшествующие ветки, но по-новому. Прогрессирующая направленность не значит что процесс осуществления в чистом виде. Все в мире развивается путем удержания, сохранение предыдущих фрагментов действительности воплощая в новую жизнь. Считают что это закон не всеобщий, а только закон развития. Развитие имеет начало и конец. Все таки всеобщий: так как действительно в сферах природы, мышления, общества и на этом основании он является уникальным. Полезные ориентиры из закона: Прежние входят в состав нынешнего, закон интегральный.