Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации, страница 8

Древн.ист.права - правовые обычаи. Другим ист.являлось зак-во царей. Они высту­пали первоначально как патрицианские (магистры и жрецы произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебе­ев). => борьбы плебеев и патрициев появляются 1ые писаные законы - Законы XII таблиц. Другим ист.права были законы, т.е.  решение нар.собр.(имело силу закона). 

+правовую силу имели ре­шения сената, а в искл.случаях и постановления магистратов.

Законы XII таблиц. Хотя в них предусматривалось использ.клятв и соверше­ние др.ритуальных действий, право уже было отделе­но от религиозных норм и приобрело светский характер.

Они были выставлены для всеобщего обозрения. Зна­ние их - обязательно.

Они представляли обра­ботку и консолидацию обычного права Рима. Вли­яние оказало греческое право. + включены новые положения (нр, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов. 


№13 Римский полис в 4-1вв до н.э.хар-ка гос.механизма,кризис и распад

Периоды:

1. Царский (8в–509г.до.н.э.);

2. Республиканский.(509г-27г.до.н.э.);

3. имперский(27-476г.н.э.), кот. разделялся на период:

4.1. Принцыпата(27-193г.н.э.),

4.2. Домината(193-476).

Полную правоспос-ть имело только лицо, обладавшее 3 статусами: Свободы; Гражданства; Семьи. Т.Е. население делилось на свободных и рабов. Рабы были гос.и частные. Свободное нас.делилось на граждан и иностранцев (перегринов). К гражданам относились вольноотпущенники, к перегринам относились жители провинций. Полной полит.гражданской правоспособностью пользовались только главы семей – домовладыки, остальные члены семьи находились под его властью.

1. Высшим гос.орг – нар.собр., сенат и магистратуры. 3 вида нар.собр: Центуриатные (принятие зако­нов, избрание высших должн.лиц объявление войны.). Трибутные. Делились на плебейские и патрицианско-плебейские. (изб.низших должностных лиц, рассматривали жалобы., изб.плебейского трибуна, принятие законов). Куриатные. (Лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями).

2. Сенат = совещат. орган, + функции: зак. (контроль зак. деятельности центуриатных и плебейских собраний, предварительно рассматривал законопроекты); финанс. (в его распоряжении казна; по общ. безопасности, благоустройству и религиозному культу, внешнеполит.(утверждал мирн. договор) +набор в армию.

3. Гос. должности - магистратуры. Делились на: ординарные (преторы, цензоры); экстраординарные/чрезвычайные.

Армия – важная роль, т.к. непрерывные вой­ны.. В 107 г.до.н.э. военн.реформа - армия - постоянной профессиональной организацией (огра­ничена воинская повинность римских граждан, набор добровольцев за вооружение и жалованье. Ле­гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны – зем.наделами.

Кризис.Войны II—I вв. до н.э. пора­бощение завоеванного нас., => увел.кол-ва рабов в Риме. Рабы эксплуатируется с  тяж.усл.труда. => восстания рабов. (в Сицилии и восстание под рук-ом Спартака). Старое полит.устр-во не справлялось с возникшими и обострившимися противоречиями.

Параллельно вспы­хивают W, вызванные борьбой за власть м-ду группировками господствующего класса. => движение протеста неимуще­го нас-я, возгл.братьями Тиберием и Гаем.

Тиберий, опира­ясь на нар.движение провел в 133 году до н.э. Аграрный закон. Ограничил макс.размер земли, получаемый от гос-ва. Получаемые участки - неотчуждае­мы => обезземеливание крест-ва.

Его брат Гай, избранный трибуном, провел законы, ослаблявшие полит.влияние знати. Провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о про­даже зерна из гос.складов гражданам по оч.низким ценам. Ограничил право сената — распоряжаться гос. Роль нар.собр.возросла. + военная реф. ограничено чис­ло военных походов, отмен.военная обязанность достигших 46лет.

Гай по­пытался распространить права римского гражд-ва на сво­бодных жителей Италии. =>  Провал законопроекта => недовольство союзников, войны. =>  Жителям Ит.удалось уравняться в правах.

Обострение полит.ситуации потребовало усиле­ния центральной гос.власти. Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он, уве­личил число сенаторов, пополнил сторонниками, расширил его ком­петенцию. Ограничил власть трибуна.

Причины падения полисно - республиканского строя и установл.военно-диктатор­ского режима: необходимость выйти из острого полит.кри­зиса, неприспособл.старой гос.формы к новым историч.условиям и переход к наемной ар­мии.

После диктату­ры Суллы власть захватывает 1ый триумвират (Пом­пеи, Красе, Цезарь). Устанавливается диктату­ра Цезаря, (титул императора).  2ой триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан). После распада триумвирата и победы Октавиана (звание императора и пожиз­ненные права нар.трибун), в 27 году - начало нового периода исто­рии Римского гос-ва - период империи.


№14 Римская империя (принципат и доминат)

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. —III в. н.э.), 1й сенатор. Этот титул получил от сената основатель империи Окт.Август, получивший право 1м выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III—V вв.), - господин, вла­дыка, => окончательне признании абсолютной вл.императора.

Принципат. Октавиан получил право объявлять W, зак­лючать мир и междунар.договоры, право высше­го уг.и гражд.суда, право толковать зако­ны. Что решил принцепс, то имеет силу закона.

Принцепс получал власть по решению сената и римского народа. => усилилась  вл.принцепса.

Компетенция: пра­во назначать сенаторов, ограни­чиваются права сената по распоряжению гос.финансами и управлению провинциями, ут­рачивается компетенция сената в военной и внешнеполит.областях.

Со­здается чиновничий аппарат, на вершине - совет и канцелярия принцепса.

Провинции разделены на императорские и сенатские. 1е управлялись назначаемыми принцепсом легатами, 2ые - сенатом. Доходы с сенатских провинций в гос.казну, распоряжался сенат, с императорских провин­ций шли в казну принцепса. Постепенно вл.принцепса распространялась на сенатские провинции, =>  все стали императорс­кими.