Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации, страница 3

- раннего царства ( 3100-2800 гг. до н.э).

- древнего царства (около 2800-2250 гг.до н.э).

- среднего царства ( около 2250-1700 гг до н.э).

- нового царства    ( около 1575-1087 гг до н.э).

В конце нового царства - упадок, завоевывают персы, затем римляне, включившие Ег. в состав римской империи.

В период раннего царства - древний племенной союз. Осн.масса нас.свободные крестьяне- общинники. Гос.вл. –  верховный собственник земли, взимала часть доходов свободного нас.общин. Раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовлад.общ-во.

В период древнего царства развитие хоз-ва имело высокий уровень. Соц.и имущественное расслоение населения четко определено. Крупная рабовлад.вл.обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общест.лестницы, занимая важные должности. Крестьяне-общинники – осн.раб.сила. Рабов было еще мало. Особой положение заняли жрецы, т.к. обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, служили опорой царской вл. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом (постепенно функции начинают разделяться).

Среднее царство: растет рабовл.в частных хоз-ах и изменяется положение землевладельцев; происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников. Слой подразделяется на мелких крестьян и разбогатевших представителей, кот.становились писцами, торг-ми и землев-ми.

Новое царство:многочисленные войны =>развивается рабство. Труд рабов широко использовался. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принуд.порядке исп.на царских и храмовых землях. Продолжается возвышение жреч-ва => превращается  в замкнутую наследственную касту. Происходит его освобождение от зависимости по отнош.к центральной вл.

Государственный строй древнего Египта:

В период раннего царстванач.формироваться гос.аппарат. Во главе гос-ва царь, кот.окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Царская вл.обожествлялась. В руках гос-ва находилось верховное рук-во работами по организации оросительного дела.

Древнее царство: централизация управления. Зак.,исп.и суд.вл.сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства проводились под его общим рук-ом. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии (обоготворения царя). Члены царского дома занимали важнейшие должности в гос-ве. После царя гл.лицом в гос.управлении был верховный сановник - визирь. В компетенцию входили управление деятельностью верховных суд.органов. Он ведал различными гос.хранилищами.

Среднее царство: почти неогр.вл.монархов. Объединению гос-ва и укрепл.центр.вл.способствует ограничение фараонами власти. Змена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Новое царство:укрепление системы централизованного бюрократич.управления. Страна разделена на 2 админ.округа(А.О): верхний и нижний Египет, каждым руководил наместник фараона. А.О делились на области. Горда и крепости возглавляли начальники, кот.назначал фараон. 1ым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Чиновники надзирали за работами и подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на 2ой план знать арист-кую.

Регулярной армии   в древнем царстве не было. Армия создавалась из ополченцев, кот.в мирное время занимались своим хоз-ом. Во главе военных отрядов выступал фараон или назначенный им сановник.  В период среднего царства возникает кадровое офицерство. Нач.формироваться царская гвардия и личная охрана царя. В новом царстве идет расширение границ гос-ва => создается постоянная боеспособная армия. Соц.престиж военных растет. Армия пополняется в ходе переписи населения и переписи военных наборов из юношей – новобранцев. Стали формировать отряды наемников. Полицейские функции выполняла армия, а в эпоху нового царства специальные полицейские отряды.

Суд не был отделен от  администрации. В древнем царстве в кач-ве местного суда выступали общинные органы самоупр-я (споры о земле и воде, семейные и наследств.отношения). Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции  над  их деятельностью осуществлял сам фараон или везир. Нек.суд.функции имели храмы, решение жреца. Тюрьмы представляли админист-ые и хозяйственные поселения преступников. Спец.царское бюро занималось распределением различных категорий  бесправного населения на принудительные работы.


№6 древняя Месопотамия зарождение эволюция и т.п. Общая хар-ка права.

В IV тыс.до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ.

Первые города-гос-ва стали возникать на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин, в центре кот.были храмовые комплексы.

В III тыс.до н. э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. В городах растет админ.аппарат. Со временем он становится аппаратом города-гос-ва.

Возникновение городов-гос-в вместе с процессами соц.расслоения затронули 2 племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. Со временем они слились воедино. 1ым центром шумерской цив-ции был Урук.

На соц.-эк. и пол.развитие Двуречья оказало большое влияние то, что города-гос-ва возникали как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом. От них зависело не только полит.значение того/иного города, но и само его существование.

Обществен.строй др.шумера: сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусл.тем, что с/х.основывалось на принципе организованного орошения. Центрами упр-я с/х.были храмы. Высшие слои общ-ва составляло жреч-во. Храмы организовывали прокладку  каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень. Общинники потерявшие связь с общиной обладали личной свободой, но находились в эк.зависимости от храмов и частн.лиц. Рабы в основном чужеземцы, пленные или купленные. Рабов могли иметь храмы, частные лица.