Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации

Страницы работы

Содержание работы

№1 Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.

Э.Сервис: 1)локальные группы охотников-собирателей => 2)община => вождество => 4)раннее гос-во.

1)В перв.общ-ве проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Рав-во проявлялось в процессе распределения продовольственных и иных ресурсов. В основе лежал эквивалентный обмен. Уже тогда складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного обмена. Т.О, в процессе эвол.природные инстинкты уступили соц.-культурным стереотипам, что сделало возможным существование и поступательное развитие чел.общ-ва. + реципрокность (культурно психологический феномен налаживания комуник.соц.явл.м-ду людьми)

2)В основе родовой общины - родственные отношения. Они включали в себя несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, а также чужаков принятых в состав общины. Неолит.рев. и переход к производящей эк.обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовл.потребностей=>переход к оседлому образу жизни. Т.о.ранняя род.община потребителей (охотников, собирателей, рыболов) сменяется общинами производителей  прочные, с опред.территорией).

3)В семейно клановой общине складывалась строго фиксир.сист.труда, распред.пищи и брачно-семейных отнош. Получили развитие принципы равенства, эгалитарности и. На опред.прием-ва мог претендовать и лидер. По принципу реципрокного обмена он получал поддержку членов группы, которые за предоставляемые им блага признавали его авторитет и власть. Сам вождь, как и все, должен был руководствоваться традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае - смещен и замещен другим. В семейно-род. общинах на базе культов, обрядов традиций и т.п. сложились правила повед., соблюдение кот.было обязательным для всех членов группы. Строгой регламентации подвергался порядок распред.добытого общиной продукта, + ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов общины на ранги.

Структура  общины:

ü Глава общины (лидер). Гл.функция – раздавать все то, что удалось ему приобрести, добыть и сделать. Взамен получал престиж. Обладал существенной привилегией: правом на несколько жен.

ü Старейшины, члены совета

ü Жрецы, колдуны и т. д. (люди  - посредники между двумя мирами)

ü Непосредственно остальные члены общины.

Соц.нормы необходимы в осн.для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей.

Признаки соц.норм:

·  Рег.отнош.между людьми

·  Рег.повторяющиеся ситуации.

·  Рассчитаны сразу на многих людей

·  Создаются разумными существами

·  Имеют определенную форму

·  Имеет санкцию

Выделяют следующие  формы социальных норм: Ритуалы. Обряды. Мифы. Обычаи. Религиозные нормы. Моральные нормы. Нормы этикета.

Мононормы – единые, синкретные нормы.

Мононормы исчезли тогда, когда начала возникать соц.дифференциация. Ученые говорят, что вполне можно предположить, что в будущем, пусть и далеком, сфера единых для всех людей социальной регуляции расширится. Отсюда следует, что дифференциация общества либо уменьшится, либо пропадет совсем, а это приведет к возвращению мононорм, но на значительно высоком уровне.


№2. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств

Неолитическая рев-я и переход чел-ва к производящей эк.имели самые разнообразные последствия.

Появл.ранних оседлых земледельческих об-в в регионах, благопр.для прожив.людей и их успешной хозяйственной дея­т-ти +  увеличение численности и плотности нас-я. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складывать­ся неск.поселений, что вело к формированию поселений гор.типа.

=> Нач.разделение труда (землед., скотоводч., ремеслен. и т. д.). Все это способствовало повышению эффективности производства. => Создавались "излишки", т. е. прибавочный продукт. Они реализовывались по принципу реципрокного обмена, но постеп.они стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая хар-ер товара. => рост прибавочного продукта, накопление богатства. Возникает имущественное неравенство.

Лидеру предоставлялись разнообразные привилегии (право иметь неск.жен) в замен функциям и ответственности. Обязанности вождей становились все более многообразными. Закладывались элементы будущей системы эксплуатации.

Т.О, Осуществл.вождем функции (редистрибутивная) приближают его власть к полит., гос-ой. Она становится вл.положения, и не связывается, как раньше, с лич. кач-ми лидера.  =>властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы.

Результатом эвол.общинного строя было возникновение мн-ва новых семейно-клановых общин, что привело к возникн.более крупных соц.образований — братств и племен, а иногда и к конфедерации племен. Племя имело свою территорию, имя, язык, свои религиозн.и бытовые обряды. Складываются и органы племенного самоуправл., (племенной совет, в кот.входили вожди). Члены советов и вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Деят-ть органов способствовала организации коллект.работ, расширению связей между сем.-клан.группами, урегулированию межклановых конфликтов.

Формируются новые осн.упр-я общ-ом, являющимся по своей сути предгос-енным.

Новый тип определялся потребностями общественной жизни, усложнением хоз. деят-ти и всей системы социокультурных связей людей. Про­исходит выделение управленческой деят-ти, кот.постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на 2группы (управляющих и управляемых) - последней ступенью в создании гос-ва.

Организационная деят-ость приобретала полит.хар-ер, а административно-общинная знать превращалась в гос-енную. Меняется в формирующемся протогосударстве положение вождя. Опирается на административную иерархию.

Факторы, способствующие возн.первичных надобщинных структур и протого-в: эколог.среда (теплый климат, плодородные почвы и т. д.), устойчивый ур.произ-ва, дающий, избыточный продукт, демографическое давление, идеологический фактор (способствует появлению вождя).

1ые цивилизации и протогос-ва сложились на Востоке еще в IV—III тыс.до н.э. Позднее в Средиземноморском бассейне, в античном мире.

Политогенез – причины возникновения и развития государства.

Концепции: интеграционная (1958г конц.Солинза, его учитель Э.Сервис. считали, что переход происходил оч.медленно, это спокойный медленный процесс. Усложнение реципрокации и редистрибуции. Э.сервис считал, что не было конфликта. Управляющие не имели механизма насилия. Был ненасильственный, договорный характер генезиса гос-ва, как результат дифференциация, стратификация); конфликтная (М.Фрид. конфликт, напряжение за дефицитные ресурсы); смешанная (ограничительная теория Корнейро, интеграционно-конфликтная. С богатыми ресурсами, но ограничена пустынями, дает возможность собир.болше урожая => демогр.взрыв=>   нагрузка на ресурсы=>столкновения>слабые подч.более сильным=>организуются гос-ва).

Похожие материалы

Информация о работе