От «Рамы картины» Г.Зиммеля – к картине как «Феноменологическому симулятору» в преподавании социологии повседневности, страница 5

Таким образом, в качестве основных стратегий обращения к картинам в процессе изучения социологии повседневности и этнометодологии можно назвать следующие: картина как «феноменологический симулятор»; картина как «культурный текст» (являющийся отображением повседневной жизни и инструментом конструирования представлений о повседневности); картина как поле гарфинкелевских экспериментов. В каждом из этих подходов по-разному представлено соотношение «повседневного» и «неповседневного», картины и рамы, феномена и его восприятия. Объединяющим моментом для каждой из трех стратегий является рассмотрение картин в роли «ситуаций» (и обучающих, и исследовательских). Конечно же, возможны и другие варианты обращения к картине при изучении феноменологической социологии, здесь лишь обозначены некоторые из них, которые были реализованы, как подчеркивалось выше, в ходе преподавания курсов «Социология повседневности и политические конфликты» и «Социологические теории общества».

Для адекватного исследования живой ткани повседневности социологу, вооружившемуся теоретическими знаниями в области феноменологической социологии и этнометодологии, нужно научиться эмпирически операционализировать систему понятий социологии повседневности, выработать своего рода феноменологический «глазомер» и освоить метод феноменологической редукции (что является не такой уж простой задачей – научиться «заключать в скобки» весь свой предшествующий опыт, все научные знания, религиозные убеждения, все допущения, основанные на здравом смысле и т.д.), а также освоить этнометодологию как умение «рассматривать практические действия, практические обстоятельства и практические рассуждения как предметы эмпирического исследования» [21, с.9]. В качестве возможных и уже апробированных в ходе преподавания вариантов решения этих проблем в данной статье предложено обращение к картине в роли «феноменологического симулятора», а также рассмотрение картины в качестве «поля гарфинкелевских экспериментов».

Литература

1.  Шюц А. Основные понятия феноменологии / А. Щюц. Избранное: Мир, светящийся смыслом: Пер. с нем. и англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - С. 161-180.

2.  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.:"Academia-Центр", "МЕДИУМ", 1995. - 305 с.

3.  Knoblauch, H.: Die kommunikative Konstruktion kultureller Kontexte. - Berlin/New York: De Gruyter, 1995.

4.  Knoblauch H.: Communication, contexts and culture. A communicative constructivist approach to intercultural communication, in di Luzio, A., S. Guenthner and F. Orletti (eds.): Culture in Communication.Analyses of Intercultural Situations. - Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins, 2001. -  pp. 3–33.

5.  Knoblauch H.  Die Video-Interaktions-Analyse. Sozialer Sinn. Zeitschrift für hermeneutische Sozialforschung, 2004,1, S.123-138.

6.  Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт / Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В.Вахштайна. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006, С. 48-53.

7.  Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966.- 496с.

8.  Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / П.Штомпка; пер. с пол. Н.В.Морозовой. – 2-е изд. – М.: Логос, 2010. – 168 с.

9.  Круткин В. Снимки домашних альбомов и фотографический дискурс // Визуальная антропология: настройки оптики  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – С. 109-125.

10.  Сергеева О. Как мы стали телезрителями: реконструкция повседневности по фотогрфиям 50-х-70-х годов // Визуальная антропология: настройки оптики  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С.175-188.

11.  Малес Л. Фотография в социологических дисциплинах. Методический аспект / Л. Малес // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб.науч.ст. / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. – Саратов : Научная книга, 2006. – С. 168-182.

12.  Knoblauch H. Videography. Focused ethnography and video analysis // Hubert Knoblauch, Bernt Schnettler, Jürgen Raab & Hans-Georg Soeffner (Eds.) Video analysis: Methodology and methods. Qualitative audiovisual data analysis in sociology. - Frankfurt a. Main: «Lang», 2006- P.69-83. 

13.  Пауэлс Л. Репрезентируя движущиеся культуры: проблемы и возможности антропологической и социологической киносъемки // Визуальная антропология: настройки оптики  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.37-64.

14.  Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30-50-х годов // Образ врага /сост. Л.Гудков; ред.Н.Конрадова. – М.: ОГИ, 2005. – С. 191- 230.

15.  Бернстийн Ф. Представления о здоровье в революционной России: гендерная политика в плакатах по половому просвещению в 1920 годы // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.215-245.

16.  Быкова С. Советская иконография и «портретные дела» в контексте визуальной политики, 1930 годы // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова – Москва : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.105-126.

17.  Янковская Г. «Бригадный метод» и другие «ноу-хау» изополитики эпохи сталинизма // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.126-140.

18.  Хемби Э. Домашняя сфера и повседневность в искусстве Татьяны Назаренко // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова – Москва : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.141-157.

19.  Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабакова // Новое литературное обозрение. - 1999. – № 39. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/1999/39/boym.html

20.  Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика. оптики  / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.- С.7-16.

21.  Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. – 335 с.