От «Рамы картины» Г.Зиммеля – к картине как «Феноменологическому симулятору» в преподавании социологии повседневности, страница 3

В ходе освоения ключевых понятий феноменологической социологии и этнометодологии студентам предлагается посетить художественный музей (это может быть и виртуальная галерея, поскольку многие музеи мира предлагают сегодня такой вариант ознакомления с экспозицией). Студенты получают задание, посетив музей, выбрать одну или несколько картин и проанализировать эту картину (или картины) с использованием одного понятия или системы понятий феноменологической социологии и социологии повседневности. При этом выбор понятий достаточно свободен (но в рамках феноменологической социологии, этнометодологии и различных вариантов их теоретического развития). Фокус дальнейшего анализа и логику написания определяет сам автор творческой работы. Например, могут быть выбраны понятия «повседневность», «феномен», «жизненный мир», «система релевантности», «типы релевантности», «когнитивный стиль», «феноменологическая редукция» и другие. Формальные требования к работе – привести определение понятия (или понятий, в таком случае показать их соотношение) со ссылкой, прежде всего, на работы А.Шюца; привести цитаты, отображающие сущность этих понятий, если необходимо, показать и противоречивость в определениях. Так, например, как соотносятся понятия «жизненный мир» и «повседневность», исходя из работ А.Шюца достаточно трудно (отождествляет он эти понятия или они дополняют друг друга), его определения дают возможность различных вариантов прочтения и интерпретации этого соотношения, и эта проблема может стать предметом углубленного изучения, а иллюстрациями может послужить выбранная картина, в которой студент показывает, что именно выступает в роли «жизненного мира» и «повседневности». Преимуществом такого анализа является то, что фактически на примере картины студент учится соотносить абстрактные понятия с реальным эмпирическим материалом, в роли которого может выступить и сюжет картины, и сама картина (и это будут два различных исследовательских ракурса).

Затем предлагается назвать картину, показать ее фото и провести феноменологический анализ, сделав самостоятельные выводы. Доклад выносится на обсуждение а аудитории, рецензируется, выявляется, удалось ли, например, если автор претендует на использование в качестве метода феноменологической редукции, удержаться в этой плоскости. Чтобы показать различие феноменологического и этнометодологического подходов одному из слушателей, например, предлагается ответить на вопрос, чем бы отличался анализ, если бы его осуществляли не с позиций феноменологической социологии, а в этнометодологических координатах.

В качестве основного понятия, которое выбирает студент для рассмотрения и эмпирической операционализации в смысловом поле картины, может выступать, например, «биографически детерминированная ситуация». А.Шюц, отвечая на вопрос, «что конституирует  мою наличную цель в этот конкретный момент времени?», говорит о том, что это связано с биографически детерминированной ситуацией, к которой принадлежит «не только мое положение в пространстве, времени и обществе, но и мое переживание того, что некоторые из элементов мира, принимаемого как данность, мне навязываются, тогда как другие находятся либо в сфере моего контроля, либо могут быть вовлечены в сферу моего контроля…В любой данный момент времени происходит отбор вещей и аспектов, релевантных для меня, тогда как другие вещи и аспекты меня в это время не интересуют или даже выпадают из моего поля зрения. Все это биографически детерминировано. Иначе говоря, актуальная ситуация действующего лица имеет свою историю; она есть осаждение всех его прежних субъективных переживаний. Эти переживания действующий переживает не как анонимные, а как уникальные, субъективно данные ему и только ему» [1, с.126-127]. При анализе выбранной картины студентом могут быть рассмотрены, например, собственная биографическая ситуация, повлиявшая на выбор картины для анализа; биографическая детерминированность выбора сюжета автором картины и т.д.

В поле зрения могут оказаться также такие понятия феноменологической социологии, как «отложенная релевантность», «несостоявшаяся тема» или «пробел», «возобновленная релевантность», «исчезновение темы». При этом координатами для определения системы релевантности может быть сам студент и выбор им картины, художник и выбор им сюжета (также и трансформация сюжета, в случае наличия различных версий картины, как у И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), персонажи, изображенные на картине. Возможны и другие варианты прочтения проблемы релевантности через картину. При этом студенты не только осваивают понятие «релевантность», и анализируют различные ее типы, но и выявляют возможности их эмпирической операционализации.

Внимание может акцентироваться на особенностях интерпретации понятия «повседневность» и рассмотрении вариантов репрезентации повседневности в картинах (в том числе, с выходом на различия репрезентации повседневности в различные эпохи), или же акцент может быть сделан на особенностях применения феноменологической редукции. В любом случае, «повседневность» и «феноменологическая редукция» являются центральными понятиями, на которых акцентируется внимание при выполнении студентами этого задания.

При этом студент может, например, удачно привести определения, ссылаясь на работы представителей феноменологической социологии и этнометодологии, однако, применяя это к анализу картины, показать, что его интерпретация далека от феноменологической, и тогда есть возможность совместно в дискуссии отточить навыки эмпирической операционализации этих понятий в русле феноменологической социологии.