От «Рамы картины» Г.Зиммеля – к картине как «Феноменологическому симулятору» в преподавании социологии повседневности, страница 4

Таким образом, смысл не только в том, чтобы теоретически освоить значение основных понятий феноменологической социологии, но и смоделировать ситуацию исследователя-качественника, который при наблюдении и анализе повседневности оказывается, с одной стороны, перед необходимостью эмпирически операционализировать ключевые понятия феноменологической социологии, с другой стороны – должен научиться применять метод феноменологической редукции при осуществлении качественных социологических исследований повседневности. В этом случае студент оказывается в роли будущего пилота, который перед тем, как управлять реальным самолетом, тренируется с использованием симулятора. Здесь проще выявить ошибки и уделить внимание их анализу (одной из типичных ошибок является, например, нарушение основных принципов применения феноменологической редукции и внесение всего набора своих убеждений, стереотипов в интерпретацию наблюдаемой реальности). То есть в таком случае мы исходим из того, что мы наблюдаем не картину, а повседневную жизнь, представленную на этой картине, и пытаемся отработать свою стратегию исследователя на данном материале. Этот вариант реализации мы можем обозначить как «феноменологический симулятор». Конечно же, можно сказать, что будущий социолог может сразу погрузиться в поле и здесь оттачивать навыки феноменологической редукции, однако обращение к анализу картин представляется интересным дополнением при освоении феноменологической социологии и этнометодологии, что позволяет не только дополнительно стимулировать познавательную активность студентов, но и в процессе совместной работы студентов в группе, обсуждения полученных результатов более глубоко усвоить некоторые теоретические и методические нюансы применения феноменологического подхода.

В контексте данной статьи представляется важным привести следующую достаточно объемную цитату А.Шюца, которая подчеркивает и сложность, и необходимость освоения феноменологической редукции, а также сущность осуществления процедуры «заключения в скобки», являющуюся базовым ее компонентом. В своей работе «Основные понятия феноменологии» А.Шюц подчеркивает: «Хотя феноменологическая редукция не требует магической или мистической способности ума, используемая ею техника «заключения в скобки», применяемая с надлежащим радикализмом, отнюдь не проста. Ведь мы должны заключить в скобки не только существование внешнего мира со всеми вещами, находящимися в нем, одушевленными и неодушевленными, включая людей, объекты культуры, общество и его институты. Равным образом нам следует воздерживаться от веры в достоверность наших суждений о посюстороннем мире. Наконец, не только практическое знание о мире, но также и суждения всех наук, относящихся к внешнему миру, все естественные науки, психология, логика и даже геометрия – все они должны быть заключены в скобки. Это означает, что ни одна из истин, выдержавших опытную или логическую проверку во внешнем мире, не может быть принята в редуцированную сферу без надлежащего критического анализа. Более того, я, человеческое существо, являюсь также психофизической единицей, элементом этого мира, который следует заключить в скобки, поэтому сказанное равным образом справедливо и в отношении моего тела, разума, души или любого другого имени, которое вы пожелаете дать той схеме соотнесения, к которой относится наш опыт в этом мире» [1, с.166-167]. Картина как «феноменологический симулятор» как раз и служит тому, чтобы научиться «подвешивать», «заключать в скобки» все, что перечислено в представленном выше фрагменте текста А.Шюца.

При переходе от феноменологической социологии к этнометодологии студентам предлагается посмотреть на картину как поле гарфинкелевских экспериментов. Как известно, эксперименты Г.Гарфинкеля связаны с нарушением «фоновых ожиданий» и «взламыванием повседневности», нацеленных на то, чтобы, взломав, понять, как устроена повседневность. На основании интерпретации картин в контексте гарфинкелевских экспериментов, а также анализа результатов включенного наблюдения в ходе посещения студентами Харьковского художественного музея, можно предложить следующие варианты  рассмотрения картины как поля гарфинкелевских экспериментов.

Так, например, картина может взламывать фоновые ожидания (выпадать из приемлемого в определенную эпоху дискурса, эпатировать, затрагивать табуированные темы и т.д.). В этом смысле и «Черный квадрат» К.Малевича взламывал повседневность, нарушая фоновые ожидания, и, например, многие из картин Сальвадора Дали или Густава Климта. Картин, взламывающих повседневность своей эпохи и фоновые ожидания зрителей, критиков, других художников, можно найти множество (и это также связано в определенной мере с идеями Г. Зиммеля по поводу перерастания содержанием своей формы, чтобы создать новые формы для выросшего содержания). Выбранный пример картины может стать предметом анализа студента-социолога с точки зрения «взламывания» повседневности. К этому можно добавить также рассмотрение картины в контексте биографически детерминированной ситуации, обратившись к биографиям художников и к определению основных характеристик эпохи как контекста появления этих произведений и восприятия (или невосприятия) этих картин как взлома повседневности (в привязке к конкретному месту и времени ее появления).

Еще одна возможность рассмотрения картины как поля гарфинкелевских экспериментов связана с тем, что студенты могут организовать гарфинкелевский эксперимент, взломав фоновые ожидания своих одногруппников при просмотре картин во время презентации. Для этого может быть сделан коллаж, в котором ключевые элементы картины будут заменены. Один из участников делает доклад, как будто замены не произошло, другие наблюдают и фиксируют реакцию аудитории. В заключительной части приводятся ключевые теоретические положения Г.Гарфинкеля и результаты наблюдения, иллюстрируется, как работает при этом теория Г.Гарфинкеля.

Один из возможных вариантов гарфинкелевских экспериментов продиктован самой экспозицией Харьковского художественного музея, который посещали студенты в ходе выполнения заданий. В этом музее представлена картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а рядом помещена репродукция другого варианта этой картины И.Репина (оригинал представлен в Русском музее Санкт-Петербурга). Как показывает анализ результатов включенного наблюдения, для многих из студентов фоновым ожиданием является восприятие картин как одинаковых, и обнаружение значительных различий также может рассматриваться как гарфинкелевский эксперимент.