Метод сезонной декомпозиции, прогноз количества перевозок пассажиров авиационным видом транспорта, страница 3

Для мультипликативной модели прогноз рассчитывается по формуле:

Y = T * S * I

Рассмотрим сезонную составляющую переменной.

На графике хорошо виден характер сезонности.

Наблюдается спад объемов авиаперевозок в осенние и увеличение в весенние месяцы года. Большое количество перелетов происходит в период отпусков (летнее время) и в новогодние праздники.

Можно визуально оценить, насколько сезонные факторы отражают сезонные колебания исходного временного ряда. На следующем графике видно, что сезонные факторы «вписываются» в поведение данных исходного ряда.

Далее обработав тренд-циклическую компоненту, с помощью полиноминальной подгонки вывел уравнение, наилучшим образом описывающее ее поведение.

Теперь, когда есть тренд-циклическая составляющая (приблизительное направление прогноза), сезонная компонента и иррегулярная составляющая (остатки), можно построить прогнозную модель на следующие годы.

Далее следует проанализировать остатки:

В нерегулярной компоненте остались только случайные колебания.

Имеются незначительные отклонения от нормальности. Но в целом они подчиняющиеся закону нормального распределения.

5. Тестирование полученного прогноза (верификация).

Проведя исследование остатков, можно сделать вывод о том, что прогнозной модели в целом можно доверять, процент отклонения полученных результатов от возможных ±8%.

Ошибки

Minimum

Maximum

Среднее отклонение

e

-0,186013

-26,8804

24,59582

10,91844

e%

-0,001575

-0,0713

0,10422

0,04024

модуль e

8,827912

0,5109

26,88040

6,34175

модуль e%

8,827912

0,5109

26,88040

6,34175

Среднее абсолютное отклонение

MAD

Средняя квадратическая ошибка

MSE

Средняя абсолютная процентная ошибка

MAPE

Средняя процентная ошибка

MPE

8,827912

117,59

8,827912

-0,001575