Основные школы управленческой мысли и направления развития теории менеджмента, страница 2

Макс Вебер (1864-1920)

Теория (идеальной) бюрократической организации

  • Вся организация должна работать как машина
  • Элементы идеальной организации:
    • функциональная специализация
    • «иерархия офисов» (вертикальная специализация)
    • система правил и процедур
    • четкая система карьерного роста
  • Данная модель должна обеспечивать скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность, предсказуемость
  • Теория Вебера и современный менеджмент: сегодня не может считаться моделью, но игнорировать ее нельзя, т.к. это может привести к умиранию компании

Честер И. Барнард (1826-1961)

«Функции управляющего» (1938) – основной труд

  • Теория кооперации (рассматривается механизм организационных процессов)
  • Концепция формальных и неформальных отношений – соответственно, два типа кооперации:
    • формальная – з/плата, рабочий процесс и т.д.; строго регламентирована
    • неформальная – требуется для выполнения задач и удовлетворения потребностей работников

При этом внутри организации могут существовать неформальные группы, а реальные (неформальные) лидеры могут не совпадать с формальными руководителями. В такой ситуации неформальные группы становятся важным источником коммуникаций. Вопрос для менеджмента: подавлять или грамотно использовать эти неформальные отношения.

  • Три функции управляющего:
    • создание и поддержание внутрифирменных коммуникаций
    • стимулирование активности работников
    • формулирование цели и задач организации
  • Согласительная теория власти (теория восприятия):
    • «на практике контроль всегда осуществляется, прежде всего, над руководителем» (организационная власть определяется не теми, кто отдает приказы, а теми, кто либо принимает, либо отвергает их)
    • «зоны безразличия» (Каждый человек обладает «зоной безразличия». Распоряжения, попадающие в эту область, признаются безоговорочно. Другие же попадают на нейтральную линию или рассматриваются как явно неприемлемые. Если речь идет о зоне безразличия, то она может быть широкой или узкой в зависимости от того, какими стимулами руководствуется индивид и на какие жертвы идет работник ради организации. Эффективно работающий руководитель должен создать у всех работников ощущение, что они получают от организации больше, чем дают ей. Это расширяет область безразличия, и подчиненные охотно признают большинство распоряжений)
    • несогласие одного работника с приказами может являться угрозой другим членам организации (обостряется с введением коллективных премий) - Когда это происходит, сотрудники часто будут оказывать давление на этого индивида, чтобы он подчинился, и в результате усилится общая стабильность организации
    • бизнес-организации – это наиболее эффективный инструмент социального развития

Школа человеческих отношений

1)  Психологические и социологические аспекты труда, удовлетворенность трудом

2)  Ключевое допущение: работники стимулируются и контролируются в результате влияния социальных отношений, связанных с трудом

3)  Этапы: I – 1930-е-1940-е гг.

                         II – 1950-е-настоящее время

                       (III – 1980-е-настоящее время)

Представители

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)

  • Концепция конструктивного конфликта – происходит интеграция интересов и движение к новому, прогресс
  • Менеджмент – «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (рассматривается как общая функция всех организаций, а не только коммерческих)
  • Менеджмент – функция, а не набор инструментов («Власть не есть нечто изначально заданное, которое может быть передано кому-либо)
  • Подчеркивается роль личности