Основные школы управленческой мысли и направления развития теории менеджмента, страница 5

Преимущества:

  • Отделение стратегического управления от операционного
  • Создание производственно-сбытовых подразделений со статусом центров прибыли (финансово-учетная характеристика)
  • Децентрализация управления

(по О. Уильямсону)

  • Решение проблемы ограниченной рациональности при усложнении задач управления фирмой
  • Преодоление оппортунистического поведения функциональных подразделений

Недостатки:

  • Не позволяет обеспечить необходимую загрузку мощностей
  • Значительно более дорогостоящая с точки зрения расходов на персонал
  • Есть предел применения, никак не отражен фактор времени (статична)

Использование: в крупных компаниях – поскольку существует необходимость отделения стратегического менеджмента от операционного; в диверсифицированных компаниях – создаются центры прибыли по продуктам / географическим рынкам; в ТНК; в более изменчивых средах – необходимость быстрее реагировать на запросы потребителей

Конгломерат как разновидность дивизиональной структуры (особенность – технологическая несвязанность и отсутствие отраслевого ядра):

  • создание с чисто спекулятивными целями
  • с целью образования внутреннего рынка капитала (обеспечивается развитие компании в условиях отсутствия стабильного источника финансирования: банки, РЦБ и т.д.)

Вообще выбор организационной структуры определяется следующими параметрами:

ð  размер организации и степень разнообразия ее деятельности

ð  стратегия, реализуемая организацией

ð  динамизм внешней среды

ð  технология

ð  географическое размещение организации

ð  отношение к организации руководителей и сотрудников



[1] Большая Советская Энциклопедия

[2] Разделение труда; Полномочия и ответственность; Дисциплина; Единоначалие; Единство направления; Подчиненность личных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация; Иерархия; Порядок; Справедливость; Стабильность рабочего места для персонала; Инициатива; Корпоративный дух

[3] Ориентация на активные действия; Близость к потребителю; Автономность и предприимчивость; Люди как фактор продуктивности; Локальное управление, ориентация на ценности; Верность своему призванию; Простая структура, небольшой штат руководства; Сочетание гибкости и жесткости