Отчет по производственной и преддипломной практике на материалах ЧУТП «Березапромторг», страница 7

Товарная структура

Год

Отклонение по удельному весу (+;-)

2003

2004

2005

2005г. к 2003г.

2005г. к 2004г.

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Непродовольственные товары

35,67

57,9

54,84

64,3

105,69

84,2

26,9

19,9

Бытовые пылесосы

25,92

42,1

30,40

35,7

19,78

15,8

-26,3

-19,9

Розничный товарооборот

61,59

100

85,24

100

125,47

100

-

-

Таблица 3.2 показывает, что в 2005г. удельный вес товарных запасов по бытовым пылесосам  сократился на -26,3% и -19,9% к аналогичным периодам 2003г. и 2004г. соответственно, за счет увеличения доли запасов других непродовольственных товаров.

Без развития производства нельзя сформировать и обеспечить устойчивость торгового ассортимента.  Изучение источников производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента.

Формирование торгового ассортимента определяют социально-экономические факторы. Ассортимент магазина должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек обращения. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса .При формировании торгового ассортимента непродовольственных товаров должно быть учтено, что товары различной частоты спроса следует рассредоточить,  максимально приблизить к покупателю.

Также важным факторами являются специализация магазинов, размер торговой площади, район (зона) деятельности магазина.

          На основании таблицы 3.3 рассмотрим влияние месторасположения, торговой площади  и  численности обслуживаемого населения на формирование ассортимента.

          Рассмотренные магазины в таблице 3.3 все находятся в Березе но расположены в разных его районах, отдел «Техника» Универмаг находится на площади в центре, магазин со всеми отделами и непосредственно «Техника» обслуживает населения 29900 чел. Магазин «Техника» находится в районе большого рынка, а то ближе к окраинам города. Обслуживает населения такое же количество как и Универмаг 29900чел. «Хозтовары» расположены ближе к центру, но не в центре, а обслуживает населения такое же количество как и другие магазины выше указанные.  Несмотря на то, что торговая площадь всех трех магазинов различна и очень сильно отличается друг от друга. Торговый ассортимент в магазинах так же сильно отличается на этот показатель влияет  непосредственно торговая площадь и имеющееся торговое оборудование.

Таблица 3.3 Количество разновидностей товаров в ЧУТП «Березапромторг»

Товарные группы

Количество разновидностей товаров

«Хозтовары» №2,530,4 м.кв., находится в райцентре

Отдел «Техника» Универмага,43,3 м.кв., находится  в райцентре

«Техника» №4, 183,8 м.кв., находится в райцентре

1

2

3

4

1 Телерадиотовары

-

10

24

2 Посуда

80

37

-

2.1 посуда стальная эмалированная

23

-

-

2.2 изделия из хрусталя

21

11

-

2.3 изделия из бесцветного стекла

-

7

-

2.4 посуда фарфоровая

18

13

-

2.5 керамическая  посуда

18

6

-

3 Электротовары

-

37

86

4 Метизно- хозяйственные товары

99

-

17

5 Мотовелотовары

-

-

25

6 Фототовары

-

-

2

7 Музыкальные товары

-

-

по заявке

8 Товары из пластмасс

30

15

-

9 Часы

-

-

33

10 Товары хозяйственного обихода

24

-

-

11 Лакокрасочные изделия

20

-

-

12 Химико-москальные товары

53

-

-

13 Садово-огородный инвентарь и средства малой механизации

20

-

-

14Строительныематериалы, сантехоборудование

77

-

-

15 Синтетические моющие средства

66

-

-

16 Ковровые изделия

19-размера, 10-рисунка

-

-

17 Телефонные аппараты

-

1

2

Итого

569

137

189

Анализируя данную информацию в таблице 3.3 нужно отметить, что ассортимент всех трех  достаточно широк. В связи с тем, что магазин «Хозтовары» специализируется на основных хозяйственных товаров, в магазине  «Техника» шире ассортимент бытовой техники, электротоваров, телерадиотоваров и т.д. Если сравнить магазин «Техника» и отдел «Техника», то хотелось бы отметить, что они несильно отличаются несмотря на такой показатель как торговая площадь. 

В ЧУТП «Березапромторг» при формировании  ассортимента магазинов используется метод ассортиментного перечня. Данный метод предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в  обязательном  ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердосформулированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых  удовлетворяется не менее чем на 70%.

Ассортиментный перечень является инструментом регулирования товаров в магазине, разрабатывается специалистами торгового отдела ЧУТП «Березапромторг» с учетом научных принципов и вышеизложенных факторов сроком на два года, согласовывается с райпо  и доводится до магазинов.

Формирование ассортимента товаров происходит в несколько этапов:

На 1-м этапе устанавливается групповой ассортимент (т.е. определяется ассортиментный профиль магазина на основе маркетинговых исследований).

На  2-м этапе расчет структуры группового ассортимента (т.е. перечень и соотношение групп и подгрупп товаров с учетом плановых показателей торговой площади).