Проблемы кооперативного членства в потребительском обществе Республики Беларусь

Страницы работы

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………….………….

1.

Понятие и сущность кооперативного членства в потребительском обществе………………………………………………………….……….

2.

Основания и условия возникновения членства в потребительском обществе………………………………………………………………..…

3.

Проблемы коллективного членства в потребительском обществе…………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………...


ВВЕДЕНИЕ


1. Понятие и сущность кооперативного членства в потребительском обществе

Одно из исходных положений для анализа проблем, избранных авторами в качестве предмета познания, заключается в самом понимании понятия, содержания и значения членства в потребительском обществе. Вполне очевидно, что без определенного раскрытия сути приходных категорий дальнейшее исследование практически невозможно. Определения понятия членства в потребительском обществе, мы попытаемся указать лишь общие моменты его возможного содержания, и понятие членства в потребительском обществе наиболее полно можно раскрыть путем подробного описания, выявления особенностей, теоретического анализа, а не с помощью лаконичной дефиниции, поскольку она всегда условна. Как отмечают философы, "слишком короткие определения хотя и удобны, ибо подытоживают главное,— все же недостаточны, раз из них надо особо выводить весьма существенные черты того явления, которое надо определить"'. С этих позиций правомерно утверждение, что сама по себе дефиниция членства в потребительском обществе не имеет решающего значения для науки. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть дефиниция.

Разумеется, изложенное не характеризует авторов как противников точных определений вообще и членства в потребительском обществе, в частности. У Ф. Энгельса на этот счет есть замечание, что определения полезны и необходимы, если только от них не требуют больше, чем они в состоянии выразить.

Эти предварительные суждения высказаны с единственной целью предупредить читателя; что предлагаемое ниже определение членства в потребительском обществе не охватывает все стороны связей явления, оно условно, поскольку включает лишь основные его признаки.

Сущность и содержания рассматриваемой категории связан сущностью самого потребительского общества. Поэтому рассуждения, по нашему мнению, должны опираться на понятие потребительского общества (кооператива). Итак, ранее уже подчеркивалось, что законодательно разрешен вопрос о потребительской кооперации как объединении граждан, и мы можем принять такую дефиницию как бесспорно своей основе.

Сам факт объединения граждан в кооператив ничего еще не объясняет, поскольку без ответов остаются вопросы: что входит в состав побудительных сил объединения граждан в кооператив, какова структура и содержание? При поиске ответа на поставленные вопросы мы исходим из того, что эти побудительные силы характеризуют деятельность человека с точки зрения непосредственных типов. Сами по себе они не порождают вступление гражданина в члены-пайщики, но придают жизненность этой деятельности.

Исходное звено системы побудительных причин вступления граждан в потребительское общество составляют потребности, являющиеся первопричиной членства в кооперативе. Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять из своих потребностей.

В чем заключается существо потребности будущего пайщика и побудительной силы вступления в потребительское общество? Метко на этот счет ответил К. Маркс, характеризуя человеческие потребности: "Меня определяют и насилуют мои собственные потребности, насилие надо мной совершает не нечто чуждое, а лишь моя собственная природа, являющаяся совокупностью потребностей и мнений". Таким образом, феномен потребности выражает объектную зависимость человека от внешних условий существования.

Это, видимо, экономические потребности, которые по утверждению В.П. Супруна, имеют такие признаки, как предназначена для обеспечения жизнедеятельности субъекта; взаимосвязь с экономической деятельностью, когда они выступают и причиной (предпосылкой), и результатом деятельности; обусловленность конкретно теоретическим уровнем развития производительных сил и характер производственных отношений; проявление в тех экономических формах, которые характеризуют конкретно-исторический этап развит общественного производства.

Однако потребность сама по себе не способна заставить граждан вступать в кооператив. Она становится побудительным мотивом при условии, если отражается в его сознании, которое подтверждает или отрицает необходимость членства в потребительском обществе. Таким образом, поскольку осознанная человеком потребность выступает в форме интереса, то правомерно утверждение, что побудительным мотивом объединения граждан в потребительское общество является экономический интерес.

Правомерен вопрос: в чем состоит особенность, характерная черта материальных интересов членов потребительского общества? Выявив ее, можно будет более успешно воздействовать на всю жизнь кооператива, обеспечивать эффективность его деятельности.

Анализ действующей нормативной базы потребительской кооперации, опыта ее функционирования позволяет однозначно утверждать, что перед потребительским обществом стоит цель уменьшить личные расходы пайщиков при обеспечении их товарами народного Потребления, услугами производственного и бытового характера, а также в увеличении их доходов. Разумеется, можно выявить и ряд специфических интересов граждан, удовлетворяемых путем объединения в кооператив, но они, на наш взгляд, носят факультативный характер и не выражают суть потребительского общества. Не трудно убедиться в том, что всякое воздействие на кооперативное строительство, выбор средств государственного влияния на потребительскую кооперацию, взаимоотношения потребительского общества с потребсоюзами могут быть эффективными лишь при условии учета названных двух групп имущественных интересов пайщиков: уменьшение личных расходов при торговом обслуживании, оказание услуг производственного и бытового характера; увеличение доходов.

Науке, разрабатывающей вопросы кооперации, как и другим гуманитарным наукам свойственно искать простые ответы на многие общественные явления. Однако часто такие попытки приводят исследователя к тому, что он скатывается на полярные позиции. Это имеет под собой объективные причины, так как социально-экономические явления, к которым относится и потребительская кооперация, охватывают все многообразие жизни, где все переплетено в виде многожильного каната, где нет ничего беспримесного, рафинированного.

Похожие материалы

Информация о работе