Проблемы кооперативного членства в потребительском обществе Республики Беларусь, страница 2

Проиллюстрируем сказанное взглядом на цели потребительского общества. М.И. Туган-Барановский пишет: "Теперь мы можем понять природу выгод, доставляемых потребительским обществом его членам. Эти выгоды заключаются не в увеличении дохода последних, а в уменьшении их расходов. Потребительское общество не дает своим членам нового дохода, но оно сокращает их расходы, и в этом его польза".

Несмотря на категоричность изложенного суждения, оно нуждается в кооперации с учетом действующего законодательства, определяющего статус члена-пайщика, который позволяет не сомневаться в наличии такого материального интереса пайщика, как увеличение своих трудовых доходов за счет деятельности потребительского общества.

Существование специфических интересов граждан, удовлетворяемых путем вступления в потребительское общество, выражается только в правах и обязанностях пайщиков, но и в добровольности вступления гражданина в кооператив.

Добровольность членства в потребительском обществе находит в следовательное проявление в кооперативном строительстве, следует отметить имевшую в истории место попытку государства отойти от данного принципа. Так, декретом СУ. от 16 марта 1919 г. "О потребительских коммунах" предусматривалось: "В Потребительскую Коммуну включается все население дани местности. Каждый гражданин обязан стать членом Коммуны и приписаться к одному из ее распределительных пунктов". Обязательное кооперирование в потребительскую коммуну, обусловлено трудностями производственного положения страны и возможности использования кооперации в качестве распределительного механизма товаров, было отменено лишь постановлением ЦИК и СНК СССР; 28 декабря 1923 г. "О реорганизации потребительской кооперации началах добровольного членства", закрепившим: "Отменить обязательную приписку граждан к единым потребительским обществам. Вступление в члены потребительских обществ, равно как и выход из них, отныне становятся добровольными".

В науке об этом немало суждений. Приведем одно из них. "Паевые взносы сегодня любому вполне посильны по своему размеру, поэтому некооперированную до сих пор часть (20%) взрослого обслуживаемого населения необходимо активно вовлекать в члены потребительских обществ. Потребительское общество не является благотворительным учреждением, и тех, кто пользуется его услугами, нужно побудить к вступлению в его ряды.

Казалось бы, подобные утверждения аргументированы на серьезных научных изысканиях. Однако при более углубленном проникновении в существо проблемы обнаруживается их несостоятельность, либо сделаны они в отступление от ясного представления природы потребительского общества. Во-первых, побудительным мотивом вступления в потребобщество является не низкий размер обязательного паевого взноса, а интерес гражданина в удовлетворении его потребностей в торговом обслуживании. Истинность этого вывода подтверждается, в частности, и тем, что взносы пайщиков в имуществе потребительской кооперации составляют незначительную долю. Во-вторых, теоретические выводы о всеобщем кооперировании населения, проживающего в зоне деятельности потребительской кооперации, ошибочно уже хотя бы в силу того факта, что там и тогда, где и когда индивидуальный интерес отдельного человека во всем совпадает с такими же интересами других людей, отпадает необходимость общественной организации, основанной на членстве, ее заменяет другая форма коллективности (например, массовые общественные движения).

Подытоживая изложенное, можно предложить следующее определение исследуемого понятия. Членство в потребительском обществе означает принадлежность гражданина к конкретному потребобществу, основанное на добровольном объединении его с другими пайщиками для л осуществления деятельности, определяемой целями и задачами потребительской кооперации, и обладание в силу этого дополнительными уставными правами и обязанностями.


2. Основания и условия возникновения членства в потребительском обществе

Исследование сущности членства в потребительском обществе привело к выводу, что данная категория служит для характеристики социального положения гражданина, когда между ним (пайщиком) и потребительским обществом возникают определенные общественные связи. Иными словами, членство в кооперативе не есть врожденное состояние гражданина, оно приобретается при наличии установленных уставом условий и на базе указанного основания.

Вместе с тем не следует упускать из вида и тот факт, что членство в любом кооперативе, в том числе и потребительском, выступает формой реализации гражданином субъективных конституционных прав на объединение в корпоративные организации, которые способствуют удовлетворению его многообразных интересов, на предпринимательскую деятельность. В силу данного обстоятельства оно (членство в кооперативе) является одновременно и выражением взаимоотношения личности и государства, характеризует правовое положение граждан. Последнее уточнение особенно важно для объяснения возможного вмешательства государства в регулирование условий и порядка возникновения членских а ношений. Во-вторых, приведенное уточнение сущности членства в и кооперативе позволяет проводить различие между правом на членов в потребительском обществе, как разновидности конституционного права на вступление в корпоративную организацию (части правовом статуса гражданина), и субъективными правами пайщика, вытекающими из отношений членства в потребительском обществе.

Право на членство в любой корпоративной организации, в том числе и потребительском обществе, является юридической возможностью, предоставленной гражданину государством. Право на вступление в потребительское общество, как уже отмечалось, выражает отношение личности и государства, в котором последнее несет соответствующую обязанность. Данная обязанность сводится к тому, что государство определяет гарантии для осуществления личностью своего прав, на членство в кооперативе.