Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития, страница 4

В прошлом году субъекты хозяйствования — импортеры получили возмож­ность свободно формировать отпускные цены на товары иностранного про­изводства, исходя из фактических расходов по их приобретению и доставке, с учетом конъюнктуры рынка.

Соотношение меняется — сочетание остается

Проводимая правительством работа по регулированию процессов ценообра­зования, противодействию необоснованному росту цен в сочетании с другими антиинфляционными мерами способствовала замедлению темпов инфляции. Она

41

снизилась со 107,5 процента за январь — декабрь 2000 г. до 46,1 в январе — де­кабре 2001 г., а среднемесячный показатель прироста цен — соответственно с 6,3 процента до 3,2. В результате достигнут самый низкий за последние 5 лет сред­немесячный показатель инфляции. Вместе с тем он, безусловно, по-прежнем) нуждается в снижении.

В соответствии с Программой социально-экономического развития до 2005 го­да к концу пятилетия необходимо выйти на уровень годовой инфляции не вьпш 15—17 процентов. Задача крайне сложная.

Ее решение станет возможным лишь в том случае, если будут консолидиро­ваны усилия в денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой и ценовое политике, если нам удастся развернуть субъекты хозяйствования к реализации существующих значительных резервов снижения издержек производства. Все* нам следует осознать, что в текущем пятилетии источником повышения эффек тивности производства и экономического роста является не ценовой фактор, < рачительное хозяйствование. Дальнейшее упование на повышение цен чреватс резким снижением конкурентоспособности нашей продукции на внешних рын ках, падением объемов производства и, как следствие, ухудшением жизненной уровня населения.

В текущем пятилетии важнейшей составляющей макроэкономической поли тики останется социальная политика, направленная прежде всего на обеспечена роста уровня жизни людей, сокращение бедности.

Разумеется, сфера социальной политики (по самой своей сути) не може быть отдана на откуп лишь рыночным принципам, поэтому здесь велика роль ад министративных механизмов. Общество обязано заботиться о детях, старикам малообеспеченных слоях населения. Нельзя упускать из виду и проблемы опла ты в бюджетной сфере.

В целом политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом то го, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономическог роста и повышения эффективности производства. Для этого необходимо обес печить повышение в 2005 году по сравнению с 2000-м удельного веса зарабо! ной платы в ВВП и денежных доходах населения (соответственно — с 34 про центов до 45 и с 52 до 60).

Предусматривается довести среднемесячную заработную плату в стране д уровня, эквивалентного, как минимум, 250 долларам США.

Предполагаемое увеличение ее как основного источника доходов домашни хозяйств обеспечит расширение совокупного спроса — главного двигателя рос та в условиях рынрчной экономики. Таким образом административное воздев ствие активизирует рыночный механизм хозяйствования.

Что касается основных направлений и задач социальной защиты, то они пре; полагают дальнейшее усиление принципа адресного предоставления социально помощи (а это рыночный принцип) отдельным категориям семей и одинока лиц, величина совокупного дохода которых ниже прожиточного минимума.

Разумеется, повышение уровня социальной защищенности населения буд* базироваться на росте национальной экономики.

Принципы административного характера активно используются в сфере на 4 лищного строительства. И это понятно, поскольку государство не может и i должно самоустраняться от процессов обеспечения граждан жильем. В то л время и здесь все в большей степени происходит переход к рыночным принт пам. Строительство жилья во многом ориентируется на внебюджетные источиJ ки финансирования. Наряду с использованием таких традиционных форм, кг долевое строительство, облигационные жилищные займы и др., будут создавав ся новые (рыночные) формы финансирования жилищного строительства (н; пример, система ипотечного кредитования).

В агропромышленном комплексе в соответствии с Программой повышен! эффективности АПК на 2000—2005 гг. предусматривается углубление специал] зации производства, совершенствование организационной структуры, укрепл<

42

ние финансового состояния предприятий, техническое перевооружение, сниже­ние себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции. Здесь по­ка превалируют административные начала.

Вместе с тем предполагается реструктуризация, реорганизация действующих хозяйств в кооперативные и корпоративные объединения, акционерные общес­тва, а также ликвидация убыточных хозяйств и создание на их месте новых эф­фективных и конкурентоспособных структур (это, несомненно, меры рыночно­го характера).

Продолжится работа и по проведению рыночных институциональных преобра­зований. Предполагается продвижение по пути реформирования отношений собственности. Это будет способствовать развитию рыночной экономики, при­влечению отечественных и зарубежных инвесторов. Весомые шаги в этом на­правлении уже делаются, например, в нефтехимическом комплексе.

В целях поддержки предпринимательства предусматривается устранить факто­ры, препятствующие его развитию (в том числе упорядочить государственную регистрацию и лицензирование видов деятельности). Малый и средний бизнес будет поощряться, поскольку это источник новых рабочих мест.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что хотя рыночные и админи­стративные механизмы по своей природе и различаются, тем не менее на прак­тике они взаимно дополняют друг друга и образуют единое целое.

В обозримой перспективе всегда будет иметь место сочетание этих методов воздействия на экономику, изменится лишь их соотношение на различных эта­пах развития хозяйства в зависимости от решаемых конкретных задач.

Несомненна тенденция к активизации в ближайшее время роли государства во многих сферах экономики. Вместе с тем тенденция эта не является прямоли­нейной [4. С. 57]. Административное вмешательство используется тогда, когда собственно рыночные механизмы дают сбой. В этих случаях воспроизводство корректируется таким образом, чтобы после наладки рыночного механизма го­сударственное влияние можно было ослабить или свернуть.