Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития

Страницы работы

Содержание работы

Акцент на оптимальное взаимодополнение

Прежде всего необходимо отметить, что, рас­сматривая роль и соотношение рыночных и адми­нистративных механизмов, воздействующих на на­циональную экономику, крайне важно уйти от их однозначного противопоставления друг другу. Ус­тойчивость социально-экономического развития страны во многом зависит от их оптимального взаи­модополнения, предполагая не просто сосуществова­ние, а в первую очередь взаимодействие рыночных и административных начал.

Объективная необходимость государственного ре­гулирования экономики определяется функциями го­сударства, важнейшие из которых: поддержание ба­ланса экономических интересов в стране, обеспечи­вающего условия для устойчивого гармоничного развития общества; разработка и реализация страте­гии социально-экономического развития, корректи­ровка возникающих в процессе воспроизводства диспропорций и отклонений, создание действенных механизмов их предотвращения; развитие институ­циональной среды, формирование производствен­ной, социальной и экологической инфраструктуры, обеспечивающей условия для роста экономики и улучшения жизнеобеспечения населения.

Таким образом, роль государства в управлении разнообразна и многоплано-ва. Общественное развитие показало, что нельзя уповать только на рынок при решении многих экономических и тем более социальных проблем. В ряде слу­чаев он по своей природе не в состоянии удовлетворить те или иные потреб­ности общества. Тогда вмешательство государства становится необходимым и неизбежным.

Образно говоря, государство, дополняя рынок, выправляя отдельные его «про­валы», работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз обеспечил в це­лом успешное развитие передовых стран, способствовал научно-техническому прогрессу, росту уровня благосостояния.

В связи с этим следует различать такие понятия, как рыночная экономика, централизованно-плановая и смешанная.

Суть рыночной экономики состоит в сохранении постоянного равновесия между спросом и предложением. Именно его нарушение лежало в основе пери­одических кризисов капиталистической экономики.

Классические экономические теории, в том числе и неоклассическая, исхо­дят из убеждения в том, что производство само создает достаточный для себя спрос и потому рыночная экономика не нуждается в государственном вмеша­тельстве. Более того, оно, по мнению адептов этих теорий, категорически про­тивопоказано.

Конечным звеном в цепи этих рассуждений является утверждение, что в рыночной экономике экономическая деятельность служит прежде всего реализа­ции целей индивидуальных хозяйствующих субъектов и в меньшей степени — го­сударства.

Что же касается централизованно-плановой экономики, то здесь хозяйствую­щие субъекты обладают той степенью экономической свободы, которую счита­ют приемлемой лица и государственные учреждения, принимающие политичес­кие решения.

Среднее положение между этими двумя крайними полюсами занимает так называемая смешанная экономика, сочетающая различные формы собственнос­ти, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования.

Суть такого типа экономики сводится к сосуществованию в ее рамках раз­ных, на первый взгляд конфликтующих и даже несовместимых, институтов, принципов и отношений. Это, во-первых, рыночная свободная конкуренция, с одной стороны, и государственное регулирование — с другой, и, во-вторых, раз­личные формы собственности и хозяйствования: частная, коллективная и госу­дарственная.

Важнейшие характеристики смешанной экономики по сравнению с рыноч­ной — не только сосуществование различных форм собственности и предпри­нимательской деятельности, в том числе и государственной, но и государствен­ное регулирование социально-экономических процессов. Как справедливо отмеча­ли знаменитые американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхауз, «сме­шанная экономика полагается в первую очередь на ценовую систему для своей ор­ганизации, однако использует и многообразие правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостат­ками рынка» /7. С. 20].

Иначе говоря, смешанность, как представляется, прежде всего следует понимать в смысле дополнения механизма рыночного саморегулирования ак­тивным государственным воздействием на те сферы жизнедеятельности об­щества, где рынок неэффективен, дает «осечки». Поэтому задача государ­ства — свести на нет эти «осечки», не подменяя, а, наоборот, укрепляя ры­ночный механизм как таковой.

Экономически развитые государства, базируясь на рыночном характере своей экономики, широко пользуются разнообразными методами и механизма­ми ее регулирования.

Правительства тех стран, где хорошо осознали закономерности фазовых пе­риодов общего кризисного цикла и причины их возникновения, на основе го­сударственного регулирования и при помощи активного использования рыноч­ного механизма довольно успешно достигают стабилизации экономического положения и выхода в фазу укрепления и развития экономики.

Государство как выразитель и гарант общенациональных интересов обеспе­чивает (в необходимых случаях) принятие жестких мер мобилизационного ха­рактера, связанных с поиском выхода из возникающих неблагоприятных ситу­аций и осуществлением серьезных структурно-технологических и институцио­нальных преобразований.

Важнейшим инструментом осуществления его функций выступает государ­ственное прогнозирование и программирование [2]. Это подтверждается и прак­тикой многих стран. В частности, национальные прогнозы и индикативные планы составляются в Японии, Южной Корее, Франции, Германии и других странах.

Есть и иные средства, применяющиеся государством для достижения об­щественного благосостояния, высокой занятости, улучшения окружающей среды, реагирования на внешние воздействия, для борьбы с проявлениями мо­нополизма и т. д. К их числу в первую очередь можно отнести: использование государственной собственности, перераспределение национального дохода с по­мощью бюджетно-налоговой политики и политики доходов, государственное участие в сфере денежно-кредитной и валютной политики.

Тем же целям служат антимонопольное и ценовое регулирование, регулиро­вание внешнеэкономических отношений, государственные инвестиционная по­литика и экономический контроль.

Похожие материалы

Информация о работе