Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития, страница 3

Теперь о денежно-кредитной политике. Здесь заметно превалируют рыночные механизмы. После того как к осени 2000 г. удалось, наконец, уйти от множес­твенности валютных курсов белорусского рубля, а затем провести ряд шагов по либерализации внутреннего валютного рынка, действие административных рыча­гов в сфере денежно-кредитной и валютной политики резко уменьшилось. На ры­ночных началах действуют валютно-фондовая биржа, межбанковский рынок.

Осуществляется достаточно взвешенная процентная политика, обеспечиваю­щая поддержание базовой ставки рефинансирования (в реальном исчислении) на положительном уровне. В целом процентная политика содействовала обес­печению устойчивого превышения доходности активов, номинированных в бе­лорусских рублях, над доходностью активов в иностранной валюте. Это приве­ло к росту срочных рублевых депозитов населения в 2001 г. в 3,1 раза.

В то же время в денежно-кредитной политике применялись и меры, имею­щие административные корни. Это касается денежной эмиссии, которая превы­сила в прошлом году прогнозное значение в 2,9 раза. Особенно всплеск эмис­сионной активности наблюдался в конце года. Не был выдержан в прогнозных рамках и прирост рублевой денежной массы (он составил в 2001 году 5,4 про­цента в среднем за месяц против 3,5 процента, предусмотренных прогнозом со­циально-экономического развития страны). А это, как известно, серьезный фактор инфляционного роста.

Что же касается Программы социально-экономического развития до 2005 го­да, то в денежно-кредитной и валютной сферах предполагается широкое приме­нение рыночных начал. Это относится и к монетарной политике, и к валютному курсообразованию, к процентной политике, повышению устойчивости банков­ской системы и приближению практики банковского надзора к международным стандартам.

Кроме того, выполнение Программы социально-экономического развития до 2005 года во многом зависит от ценовой и антимонопольной политики.

В первом пятилетии нового века ценовая политика будет базироваться на ре­ализации основных принципов и механизмов (как рыночных, так и админи­стративных) совершенствования системы ценообразования, предусмотренных в Концепции ценообразования Республики Беларусь, во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой, а также политикой до­ходов населения. При этом предполагается гибкое сочетание механизмов свобод­ного и регулируемого ценообразования.

Государственное ценовое регулирование (административные методы) в настоя­щее время сохраняется в отношении товаров и услуг субъектов хозяйствования, за­нимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на отдельные соци­ально значимые товары и услуги. Приоритетным направлением государственного регулирования в данной области является упорядочение цен и тарифов в отдель­ных отраслях экономики с целью устранения имеющихся диспропорций, сокра­щения перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования. Важную роль, несомненно, играет и государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

40

В соответствии с принятыми правительственными программами проводится поэтапная работа по упорядочению цен и тарифов в отраслях топливно-энерге­тического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи. Осуществляются конкретные шаги по снижению перекрестного субсидирования.

Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе направлено на обес­печение рентабельного ведения сельского хозяйства. Так, с учетом удорожания потребляемых в сельскохозяйственном производстве материально-технических ресурсов, в целях сокращения убыточности животноводства и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за январь — декабрь 2001 г. минимальные закупочные цены на молоко были повышены на 99 про­центов, крупный рогатый скот — на 91, свиней — на 46, на продукцию рас­тениеводства урожая 2001 года — на 20 процентов.

При этом наиболее интенсивное увеличение закупочных цен производилось в IV квартале 2001 г., что в среднем обеспечило выход на безубыточное производ­ство в продуктивно работающих хозяйствах и позволило обеспечить рациональное соотношение закупочных цен на молоко и дизельное топливо. Одновременно, учи­тывая низкую рентабельность и убыточность производства социально значимых продовольственных товаров, принимались меры по упорядочению регулируе­мых отпускных цен на них. Вместе с тем принятые решения отразились на рос­те потребительских цен.

Будет усилено внимание и к формированию цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение) в части экономической обоснованности издержек в этих отрас­лях, определения направлений их снижения, постепенного ухода от перекрест­ного субсидирования.

В целях обеспечения выполнения прогнозных показателей по уровню ин­фляции, недопущения опережающего роста цен на основные товары и услуги по сравнению с ростом доходов населения республики будут приниматься ме­ры по сдерживанию ценового роста не только за счет прямого (т. е. администра­тивного) его ограничения, но и за счет увеличения объемов производства и за­грузки производственных мощностей, осуществления мер по ресурсосбереже­нию, обеспечения соответствия роста заработной платы и производительности труда.

Переход к рыночным механизмам регулирования ценообразования осуществля­ется и будет осуществляться последовательно, в увязке с проводимой денежно-кредитной, валютной политикой и политикой доходов населения.

В последнее время предпринят ряд весомых практических шагов в сторону перехода к рыночным механизмам формирования цен.

Так, заметно сокращен перечень социально значимых товаров и услуг, по­падающих в сферу государственного регулирования: за 2001 год — на 12 пози­ций (из 28).

По мере формирования рыночной среды постепенно сужается число пред­приятий, относящихся к искусственным монополиям, цены которых регулиру­ются государством. Например, в 2001 году отменено ценовое регулирование на продукцию 10 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках Республики Беларусь.